Совет 1: Как называется замена кредитора

На практике часто возникают такие ситуации, когда происходит замена кредитора по договору. Данная процедура получила название уступки права требования, или цессии.

Сущность и особенности цессии

Цессия – это переуступка прав требования долга третьему лицу. Например, такой договор заключается между банком и коллекторским агентством. Последнему переходит право требовать уплаты задолженности по кредиту. Стоит отметить, что термин цессия имеет и другие значения, которые не относятся к кредитной деятельности. Так, она может подразумевать передачу прав по ценным бумагам, дебиторской задолженности, договору долевого участия или передачу другому государству своей территории.

Договор цессии необходимо отличать от простой переуступки. В последнем случае передаются не только права, но и обязанности. Например, при переуступке прав по договору долевого участия у стороны появляется не только право требования денег у дольщиков, но и обязанность достроить здание.

Особенностью цессии является то, что цедент (кредитор) не несет ответственности за то, будет ли долг выплачен. Должник вполне может уклоняться от своих обязанностей и потребовать у кредитора возместить убытки цессионарий не может.

Законодательные аспекты замены кредитора в России

В рамках цессии сторона, которая передает права требования, называется цедентом, а та, которая их получает - цессионарием. Документальное подтверждение сделки называется титулом. Цессия обязательно должна быть совершена в письменной форме. Законодательная основа переуступки прав требования содержится в ГК РФ. В частности, в статьях 382-390. Передавать права по кредитному договору можно как на возмездной, так и на бесплатной основе.

При цессии происходит только замена кредитора, все права и обязанности сохраняются. Это значит, что, если кредитор мог потребовать уплаты штрафов и пени за просрочку с заемщика, то цессионарий также может взыскать сумму долга с учетом штрафных санкций. При этом цедент не может передать больше прав, чем у него есть. Заемщик также обладает всеми правами, которые были закреплены в договоре с первичным кредитором.

Согласно последним решениям Верховного суда 2012 г. переуступка права требования по кредиту организации, которая не имеет банковской лицензии, стала невозможна без согласия на это заемщика. Также он обязательно должен быть уведомлен о состоявшейся переуступке прав. Если же этого не произошло, заемщик может исполнить свои обязательства перед старым кредитором и это будет правомерно.

Важно отметить, что до того как заемщик убедится в законности требований третьих лиц, он может не исполнять свои обязательства до подтверждения законности их передачи. Поэтому при общении с коллекторами необходимо первоначально потребовать у них документы по договору цессии.

Совет 2: Как предъявить требования кредитора

Когда юридическое лицо начинает процедуру банкротства из-за своей несостоятельности выполнить принятые обязательства, кредиторы предъявляют свои требования, допуская при этом многочисленные ошибки. Предпринимательская деятельность всегда связана с экономическим риском, поэтому возможность неисполнения или ненадлежащего исполнения существует всегда.
Вам понадобится
  • Кредитор, должник.
Инструкция
1
В случае неисполнения обязательств, кредитор всегда несет имущественный ущерб. Для того чтобы уменьшить неблагоприятные последствия, кредитор вступает в обеспечительные правоотношения, то есть третье лицо берет на себя обязательства и несет ответственность за должника.
2
Исполнению обязательств способствуют способы обеспечения, которые состоят в возложении дополнительных обременений на должника в случае неисполнения обязательств или в резервировании имущества, с помощью которого можно достичь исполнения обязательств. Обязательства поручителя не могут быть более обременительными, чем обязательства должника.
3
Поручитель имеет право на все возражения к требованиям кредитора, вытекающие из обязательств должника. Кредитор может предъявить требование поручителю не ранее срока, когда должник обязан был выполнить свои обязательства. Если поручитель выполнил все обязательства, то он автоматически приобретает все права кредитора по обязательству.
4
Порядок предъявления требований к должнику предусмотрен законом о банкротстве. Если арбитражный суд признает, что требования обоснованы, то они включаются в реестр требований кредиторов. Какое бы не было требование, в любом случае оно подлежит проверке судом, даже если имеется исполнительный лист о взыскании.
5
В зависимости от процедуры банкротства порядок предъявления требований может отличаться. Арбитражный суд может оставить требование без рассмотрения, если выясняется, что в отношении ответчика будет возбуждено дело о несостоятельности. В таком случае рассматривается дело о банкротстве.
6
Чтобы суд не возражал по рассматриваемому основанию, нужно разобраться, какие именно требования подлежат предъявлению в общеисковом порядке, а какие в рамках дела о банкротстве. Требование о включении в реестр требований кредитора задолженности должно быть подписано самим кредитором или руководителем кредитора.
7
Если вдруг кредитор решил отказаться от иска, повторное обращение в суд по тому же вопросу между теми же лицами не допускается.
Видео по теме
Обратите внимание
Способы, которые обеспечивают исполнение обязательств, устанавливаются соглашением сторон или определяются законодательством.
Совет полезен?
Суд разбираться не будет, в каком порядке нужно осуществлять взыскание по требованию кредитора. Поэтому до подачи документов в суд следует принять решение, в какой форме предъявлять требование.

Совет 3: Как закрыть долг

Гражданское право использует понятие «должник» в отношении лица, которое обязано совершить какие-либо действия в пользу другого лица, либо воздержаться от совершения действий. Понятие «долг» в этом случае тождественно по смыслу понятию «обязанность» в обязательстве. Способы прекращения обязательств регламентированы в главе 26 Гражданского кодекса РФ (ГК РФ). Рассмотрим на простых примерах, на каких основаниях можно закрыть долг или прекратить обязательство.
Инструкция
1
Самый простой способ - исполнить обязательство. Иванов взял у Петрова до понедельника 3 тыс. рублей, вернул их в срок, следовательно, обязательство исполнено и прекратилось.
2
Иванов и Петров договорились, что вместо возврата денег Иванов отдаст Петрову свою гитару. Такой способ называется отступное.
3
Иванов до возврата денег вспомнил, что и за Петровым есть должок: в прошлом месяце Петров занимал у Иванова 500 рублей, да так и не отдал. Иванов заявил Петрову, что в понедельник вернёт ему не 3 тыс. рублей, а 2,5 тыс. рублей (3000-500=2500). Произошёл зачёт однородного требования. В таком случае обязательство прекращается полностью или, как в описанном примере, частично. В некоторых случаях закон запрещает применять зачёт, например, не допускается зачёт требований о взыскании алиментов, о пожизненном содержании и некоторых других требований, установленных законом.
4
Иванова уволили с работы, узнав об этом, Петров сжалился и простил ему долг. Прощение долга, как способ прекращения обязательств допускается, если не нарушает права третьих лиц.
5
Иванов и Петров договорились, что вместо возврата денег Иванов, известный художник, нарисует портрет Петрова с натуры. Такой способ называется новацией и подразумевает замену первоначального обязательства другим обязательством между теми же лицами, но с иным предметом или способом исполнения.
6
Бывают и такие случаи, когда обязательства прекращаются вне зависимости от воли сторон: невозможностью исполнения или смертью гражданина (кредитора или должника). Прекращение обязательства невозможностью исполнения можно пояснить на таком примере: Петров попросил Иванова нарисовать свой портрет, Иванов согласился сделать это, стороны заключили договор. Работа ещё была не окончена, но Иванов попал в ДТП и в результате ослеп. Закончить картину Иванов не сможет. Обязательство прекращается невозможностью исполнения. Для обязательств, тесно связанных с личностью должника или кредитора, гражданское законодательство предусматривает их прекращение со смертью гражданина (должника или кредитора). В случае написания художником портрета заказчика с натуры имело место и такое обязательство. Вместо Иванова нарисовать портрет так, как хотелось Петрову, никто не сможет. С другой стороны, портрет выполняется с Петрова и лично для него. Поэтому в случае смерти одной из сторон такое обязательство прекратится.
7
Обязательство может прекращаться совпадением должника и кредитора в одном лице. Этот способ лучше проиллюстрировать на юридических лицах. Фирма А должна 1 миллион рублей фирме Б. Однако произошла реорганизация этих юридических лиц в форме присоединения фирмы А к фирме Б. Теперь существует только фирма Б, у которой есть с одной стороны право требования к фирме А, а с другой стороны к ней же отошли и долги фирмы А. Должник и кредитор совпали в лице фирмы Б - обязательство прекращается.
8
Наконец, обязательство прекращается ликвидацией юридического лица (должника или кредитора). Кроме случаев, когда законом или правовыми актами исполнение обязательства, переставшего существовать юридического лица, возлагается на другое лицо (например, по требованиям о возмещении вреда жизни и здоровью).
9
ГК РФ устанавливает, что перечень выше указанных способов прекращения обязательств не является исчерпывающим, другие основания прекращения обязательства могут устанавливаться законодательством и договором сторон.
10
В данной теме нельзя не упомянуть об ещё одной возможности «избавиться» от долга: это перевод долга, предусмотренный статьями 391, 392 ГК РФ. Перевод своего долга на другое лицо допускается с согласия кредитора по правилам статьи 389 ГК РФ (пункты 1 и 2).
Видео по теме
Поиск
Совет полезен?
Осталось символов: 500