Основными и самыми известными причинами крушения «Титаника» долгое время считались две из множества выдвинутых. Первая заключалась в том, что по пути следования корабль вошел в зону холодных вод Атлантики, которая изобилует дрейфующими айсбергами. На один из них и напоролось судно, получив девяностометровую пробоину по правому борту, ниже ватерлинии. Вода стремительно хлынула в отсеки парохода, менее чем за три часа передняя часть корабля стала настолько тяжелой, что уйдя под воду, подняла корму высоко над уровнем моря, от чего корпус «Титаника» разломился надвое и пошел на дно. По другой версии в грузовых отсеках судна возник пожар. Несколько дней подряд горело угольное топливо, и капитан не видел возможности потушить его силами команды на рейде. По этой причине, якобы, и было принято решение идти в порт назначения на полном ходу, с риском налететь на айсберг, чтобы уже в гавани тушить возгорание с помощью береговых служб.Предполагалось, что «Титаник» не затонул бы еще несколько часов после столкновения с ледяной горой, если бы не взрыв из-за пожара. Но, как показало время, ни первая, ни вторая версия не выдержали проверки.Как показали результаты неоднократных американо-французских экспедиций, в которых участвовали спускаемый подводный аппарат «Ардо» и батискаф «Наутилус», корпус лайнера действительно лопнул, но не в результате взрыва, а девяностометровой пробоины и вовсе не существует. Зато есть ряд щелей, в результате разошедшейся в местах стыков обшивки, через которые, видимо, и произошло попадание воды в отсеки судна.Пробы металла клепок и листов обшивки показали, что те были выполнены из некачественного железа, с высоким содержанием серы. Во время столкновения с айсбергом корпус просто лопнул по швам. К тому же, ученые заочно сняли обвинения с погибшего капитана в том, что он мог спасти лайнер от быстрого затопления, приказав открыть переборки между отсеками, и тем самым исключив носовой «нырок» корабля. Исследователи создали в сто раз уменьшенный макет «Титаника», нанесли такие же повреждения, открыли переборки – модель затонула на полчаса раньше, получив сильный бортовой крен.Сегодня специалисты все больше склоняются к мнению, что «Титаник» был обречен на гибель уже на судостроительной верфи. Его могли спроектировать на самом деле надежным, но торопились, могли построить более качественно, но экономили деньги. Результат – погибло более тысячи человек.