Краткая информация о «Титанике»

«Титаник» – британский круизный лайнер. Он был построен в 1912 году в ирландском городе Белфасте на верфи «Harland & Wolff» по заказу пароходной компании «White Star Line». Первый раз лайнер спустили на воду 31 мая 1911 года. На тот момент «Титаник» считался самым большим судном в мире.

Пароход впечатлял своими огромными размерами и совершенством строения. Высота судна от киля до окончания труб была 53 метра. Длина лайнера составляла около 270 метров, ширина 28,2 метра, его водоизмещение было 52 310 тонн. «Титаник» имел двигатели мощностью около 55 000 лошадиных сил и мог плыть со скоростью в 25 узлов (42 км/ч). Корпус корабля был сделан из стали. В случае повреждения его днища двойное дно препятствовало поступлению воды в отсеки. 

Каюты и помещения корабля делились на три класса. Пассажиры первого класса могли пользоваться услугами плавательного бассейна, двумя кафе, рестораном, кортом для игры в сквош, гимнастическим залом. Во всех трех классах были обеденные и курительные помещения, закрытые и открытые пространства для прогулок. Каюты и салоны первого класса поражали своей роскошью и богатством. Они были оформлены в разных стилях с использованием дорогостоящих материалов (дорогие породы дерева, шёлк, хрусталь, позолота, витраж). Интерьеры третьего класса были оформлены предельно просто: белые стальные стены, обшитые панелями из дерева.

Очень впечатляющей была и цена «Титаника», на его создание ушло 7,5 миллионов долларов. При пересчете на современный курс доллара это составляет около 200 миллионов долларов.

Версия крушения №1. Официальная

10 апреля 1912 года «Титаник» отправляется в свое первое и последнее плавание  из Саутгемптона в Нью-Йорк. По дороге он делает две остановки: в городе Сюрбур (Франция), потом в Квинстауне (Новая Зеландия). Забрав недостающих пассажиров и почту, утром 11 апреля, с 1317 пассажирами и 908 членами экипажа на борту судно выходит в Атлантический океан. Командовал пароходом опытный капитан Эдвард Смит. 14 апреля на радиостанцию «Титаника» поступило семь предупреждений о находящихся впереди плавучих льдинах. Но, несмотря на опасность, «Титаник» продолжал плыть вперед с максимально допустимой скоростью. Единственное, что приказал капитан – это взять курс немного южнее проложенного маршрута.

В 23:39 того же дня на капитанский мостик сообщили, что прямо по курсу айсберг. Примерно через одну минуту произошло столкновение «Титаника» с ледяной глыбой. Судно получило серьезные повреждения вдоль всего правого борта и стало идти ко дну. В ночь с 14 на 15 апреля в 2:20 «Титаник» затонул, разломившись на две части. При этом погибли 1496 человек, 712 человек были спасены, их подобрало на борт судно «Карпатия».

Версия крушения №2. Страховая авантюра

Не все знают, что «Титаник» был вторым судном, принадлежащим компании «White Star Line». Первым кораблём был «Олимпик». Корабли отличались только длиной. «Титаник» действительно являлся самым большим в мире лайнером, хотя был длиннее «Олимпика» всего лишь на восемь сантиметров. Отличить их было практически невозможно, не увидев названия. «Олимпик» был на год старше «Титаника» и уже 12 раз пересекал Атлантический океан, но его судьба также была неудачной.

С 1911 года командовал кораблем уже знакомый нам капитан Эдвард Смит. Во время своего первого выхода в море «Олимпик» столкнулся с британским бронепалубным лайнером «Хоук». Судебный процесс постановил, что в столкновении виновен «Олимпик». Судебные расходы и ремонт судна обошлись «White Star Line» в круглую сумму. Капитана «Олимпика» оправдали, так как за штурвалом был лоцман. Затем «Олимпик» еще не раз попадал в аварии, принося большие убытки компании, ведь корабль не был застрахован. Чтобы выйти из финансовых трудностей, компания «White Star Line» решается на грандиозную аферу – быстро подремонтировать старенький «Олимпик», выдав его за новый «Титаник». Тем более, что это было совсем не трудно. Требовалось только поменять местами таблички с названиями кораблей-близнецов и кое-какие предметы интерьера с монограммами, на которых значились имена пароходов. Потом «Олимпик» под видом разрекламированного, нового, престижного (и, естественно, застрахованного) «Титаника» помпезно отправится в первый круиз, где попадет в небольшую аварию, столкнувшись с айсбергом. Безусловно, топить «Титаник» не собирались, но, благодаря этой аварии, компания «White Star Line» рассчитывала получить огромную страховую сумму.  

Эта версия была опровергнута только через 73 года. В сентябре 1985 года, Роберт Баллард, американский профессор океанологии, первым обнаружил обломки погибшего «Титаника». Участники его экспедиции неоднократно погружались к затонувшему судну. При очередном спуске на дно океана ими был найден и сфотографирован гребной винт, с серийным номером «Титаника» – 401 (номером «Олимпика» был 400). Все, кто верят в эту версию, утверждают, что некоторые из деталей «Титаника» применялись при починке «Олимпика», следовательно, и серийный номер, выбитый на этих деталях, не может быть безусловным подтверждением, что на дне океана лежит «Титаник».

Версия крушения №3. В погоне за голубой лентой Атлантики

В начале XX века между пароходными компаниями была большая конкуренция. Одним из капитанов английского пароходства «Cunard Line» был придуман приз для кораблей-рекордсменов по скорости. Судно, переплывшее Атлантику быстрее всех, награждалось престижной наградой – «голубой лентой Атлантики». Этот приз стоил того, чтобы за него побороться. На мачте корабля-победителя вывешивалась голубая лента, а вся команда получала хорошее денежное вознаграждение. Судно, обладающее такой «лентой», по статистике имело в четыре раза больше пассажиров, чем другие суда. Кроме того, английское правительство объявило, что если скорость лайнера составит 24 узла, то его компании ежегодно будут выплачиваться субсидии по 150 тысяч фунтов стерлингов на весь период эксплуатации корабля.

«White Star Line» решает одержать победу над конкурентами, построив самый большой, комфортабельный и скоростной лайнер. Им становится «Титаник». Ведь деньги от правительства и проданных билетов могли бы окупить убыточный «Олимпик». Именно этот факт объясняет поведение капитана Смита. В погоне за «голубой лентой», он вел «Титаник» на полном ходу, несмотря на опасность столкновения с айсбергом.

Версия крушения №4. Пожар и взрыв

Пожар на корабле – одна из серьезных опасностей в плавании. Но в те времена самовозгорание угля в бункере судна было довольно частой ситуацией. Эта версия нашла подтверждения в одно из первых погружений к обломкам «Титаника». Сторонники этой гипотезы считают, что от пожара загорелся весь трюм, а затем произошел взрыв паровых котлов, в результате чего судно затонуло. А столкновение судна с айсбергом являлось просто роковой случайностью.

Исследователи  очень удивились, когда нашли на дне океана не целый, а разломанный на три части корабль. Эксперты полагают, что  разлом судна произошел во время затопления от напора воздуха или же от смещения и взрыва паровых механизмов, весящих не одну тонну. Возможно, что после удара о дно, у «Титаника» сломался корпус, и возникла трещина. Эксперты в металлургической сфере считают, что воздействие огня на корпус корабля могло ослабить металл, снизив его прочность. Поэтому айсберг так легко вспорол бортовую обшивку лайнера. Также выдвигалась версия, что металл в то время не выдерживал слишком низких температур и становился хрупким. Но теория о том, что ледяная глыба ударила именно в то место, где был ослаблен металл, не подтверждена фактами.

Обломки «Титаника», забравшего с собой на дно полторы тысячи человеческих жизней, лежат на глубине четырех километров в Атлантическом океане. Даже по прошествии стольких лет, гибель «Титаника» по-прежнему окружена тайнами и загадками. Был ли это злой рок или трагическая случайность, лед или огонь, эта катастрофа до сих пор будоражит умы исследователей и простых людей.