В конструкцию генератора ВАЗ2115 входит, помимо ротора, статора, реле регулятор с вентилями (диодным мостом). Чтобы определить, какой элемент «виноват» в отказе генератора (или плохой его работе), можно сначала произвести проверку на авто, без снятия генератора.

Реле-регулятор



Для тестирования регулятора понадобится помощник. Попросите его пустить двигатель и довести число оборотов до 3000. При этом необходимо включить габариты с дальним светом, «печку», обогреватель заднего стекла. Измерьте с помощью тестера напряжение на аккумуляторе, которое должно превышать 13,2В (генератор 9402.3701), либо 13,6В (генератор 37.3701). При напряжении значительно ниже этого значения, значит «виноваты» генераторные обмотки (замыкание, обрыв), реле-регулятор, либо нет контакта на кольцах обмотки возбуждения (из-за окисления). Косвенно можно определить неисправность реле-регулятора при включенном дальнем свете (остальные потребители должны быть выключены). Для этого снова измерьте напряжение, которое должно соответствовать тем же 13,2 или 13,6В.


Надежнее определить работоспособность регулятора на снятом генераторе, реле-регуляторе. Возьмите контрольную лампу 12В и подключите ее между щетками. Одновременно подайте постоянное напряжение 12В от подходящего блока питания, подключив плюс к клемме «D+», а минус к массе авто. Лампа должна загореться. При плавном увеличении напряжения до 16В она погаснет. Если этого не происходит, в любом случае регулятор придется менять. Если у вас генератор марки 37.3701, то плюс источника постоянного напряжения следует подключать к контакту «Б» и «В», а минус – к массе.

Вентили (выпрямительный блок) генератора



Для контроля достаточно АКБ и контрольной лампы. Подсоедините плюс АКБ через контрольную лампочку к контакту «В+» на генераторе (если 37.3701, то к контакту «30»), минус – к корпусу. Горящая лампа указывает на пробой или короткое замыкание в блоке вентилей (как отрицательных, так и положительных). Чтобы удостовериться в исправности блока плюсовых вентилей, соедините через контрольную лампу плюс АКБ с тем же контактом («В» или «30»), минус с любой фазной обмоткой. Загоревшаяся лампочка говорит о пробое одного из вентилей.

Проверить отрицательные вентили (диоды) можно, если соединить через лампу любую фазную обмотку с массой (корпусом генератора). Горение лампы указывает на замыкание обмоток статора с корпусом генератора или на пробой одного из вентилей. Каждый из них можно проверить тестером (омметром), но при этом придется отсоединять один из контактов диода. Менять выпрямительный блок лучше в сборе; делать это рекомендуется в специализированной мастерской.