Совет 1: Что такое экология языка

Термин «экология языка» возник сравнительно недавно. Но языки всегда находились в состоянии равновесия и взаимодействия друг с другом. С одной стороны это приводит к их взаимному развитию, с другой стороны к ущемлению. Экология языка – новое направление в лингвистике.

Определение понятия «экология языка»

Экология языка – изучает взаимодействие языка с окружающими его факторами, с целью сохранения самобытности каждого отдельного языка и поддержания языкового многообразия. Понятие «экология языка» ввел лингвист Э. Хауген в 1970 году.

Подобно тому, как экология изучает взаимодействие живых организмов между собой, экология языка изучает влияние языков друг на друга и их взаимодействие с внешними факторами. Экологические проблемы в природе могут ухудшить здоровье людей, проблемы экологии языка могут привести к деградации человека, для которого этот язык родной.

Речевая ситуация в современном обществе определяет общее состояние национального языка и культуры людей. Экология языка рассматривает то, как выглядит язык, что на него влияет и к чему это приводит.

Не все перемены вредны. Со временем язык претерпевает изменения. Любой современный живой язык отличен от того, каким он был несколько столетий назад. Задачи экологии языка заключаются не в том, чтобы закрыть язык от любого влияния, а в том, чтобы сохранить его самобытность, при этом внедряя что-то новое и полезное.

Проблемы экологии языка

Создать ситуацию, когда язык становится ущемленным или на грани уничтожения могут не только войны или другие социальные проблемы, но и появление в повседневной жизни иностранных слов там, где им не место. Речь не идет о том, что плохо знать несколько языков. Проблема в том, что иностранные слова употребляют неверно и безграмотно. Часто можно заметить названия магазинов на иностранном языке, написанные русскими буквами. Или когда одна часть слова написана на одном языке, а вторая часть слова на другом. Потом подобные слова переходят уже в повседневную речь и даже в литературу. Очень много их распространенно в СМИ. Этот процесс называют загрязнением языковой среды. Когда становится много таких слов, они уже воспринимаются как свои, а не чужие. Общение в интернете тоже негативно действует на речь, происходит сокращение слов до нескольких букв, пунктуация зачастую вообще опускается, так же как грамматика и синтаксис. Предложения в социальных сетях односложны и состоят из нескольких слов. Подобное обращение с языком в интернете сложно регулировать.

Важность сохранения нормальной экологии языка заключается в том, что язык формирует мышление и культуру человека, определяет межличностные отношения. Примером может послужить то, что в японском языке речь мужчины и женщины различны. То есть, существуют «женские» и «мужские» слова. Поддержание чистоты речи помогает поднять уровень национального самосознания.

Совет 2: Что такое экология

Экология – наука о взаимоотношении живых существ и образуемых ими сообществ с окружающей средой, в которой они существуют. В том смысле, который сейчас используется чаще всего, под словом «экология» подразумевается состояние этой среды, подвергшееся воздействию человека.
И действительно, ни одно сообщество живых организмов не нанесло такого вреда природе и окружающей среде, как человеческое сообщество. Деятельность человека в последние десятилетия была столь разрушительной, что уже можно говорить о настоящем экологическом кризисе, при котором стоит вопрос о выживании самого человека.Но не надо путать экологию и охрану окружающей среды. Объектом прикладной экологии является вся биосистема в целом, со всеми составляющими ее сообществами живых существ. Ее подразделами является, например экология животных, рыб, растений, насекомых и даже грибов. Появились новые направления этой науки, изучающие социальную составляющую – взаимодействие между обществом и природой. Большой интерес представляет такое направление, как промышленная экология. Объектом ее изучения слало влияние результатов промышленной деятельности человека и тот вред который они наносят окружающей среде. Именно промышленная экология прогнозирует те пагубные последствия для человечества, которые связаны с загрязнением атмосферы, парниковым эффектом и выпадением зараженных осадков. Эта наука доказала прямую взаимосвязь между разрушением биосферы и ухудшением здоровья людей.Основной задачей ученых, работающих в этой области, является разработка методов и технологий, рекомендаций, позволяющих рационально использовать природные ресурсы и минимизировать тот вред, который человек наносит окружающей среде при их добыче.Экологи предостерегают о том, что любое воздействие человека, положительное или отрицательное, на окружающую среду, влечет за собой такое же изменение всех экосистем, ее составляющих. Поэтому, любое разрушительное воздействие бумерангом возвращается к человеку и отражается на его здоровье самым пагубным образом.В погоне за наживой, люди разрушают биосферу Земли, поэтому основами экологической грамотности необходимо обучать с самого раннего возраста. Кроме того, необходимо ужесточение контроля за деятельностью крупных и мелких промышленных корпораций и предприятий, которые своими необдуманными действиями и жадностью губят все живое на нашей планете.
Видео по теме
Поиск
Совет полезен?
Осталось символов: 500