Инструкция
1
Пытаясь оценить развитие своего чада, знайте, что в точности ни один ребенок не соответствует стандартной, описываемой статистикой модели. Поэтапные графики овладения различными умениями и навыками усреднены. Не забывайте, что каждый малыш, как и каждый человек, абсолютно уникален!
2
Не волнуйтесь, если ваш малыш не торопится с тем, чтобы начать ходить, самостоятельно кушать ложечкой в полтора года? Рамки нормативных понятий в отношении речи, ходьбы, опрятности, чтения и пр. значительно расширились. Если ваш ребенок не умеет читать в 5 лет, то ничего «ненормального» в этом нет. Не заставляйте малыша перескакивать через важные для него этапы развития, если ему еще требуется какое-то время, чтобы овладеть навыком чтения. Ребенок, испытывающий определенные затруднения в 7 лет, при поддержке родных людей, вполне способен гармонично развиваться дальше. И это совсем не значит, что у него и в дальнейшем будут какие-то проблемы.
3
Известный американский педиатр Т. Берри Бразелтон утверждает, что дети осваивают новые навыки неравномерно, периоды продвижения вперед сменяются паузами. В это время родителям кажется, что малыш в своем развитии остановился. На самом деле ребенок просто готовится к следующему «броску», и для этого ему могут потребоваться несколько месяцев концентрации и усилий. Не ориентируйтесь только на конечный результат, ведь такие «периоды покоя» очень нужны вашему ребенку: от них зависит его гармоничное развитие.
4
Рассматривайте каждую особенность развития малыша в контексте ваших семейных обстоятельств. Переезд, рождение младшего братика или сестренки, болезнь, развод родителей, другая нестандартная ситуация может способствовать замедлению продвижение вперед, возможен даже «откат» назад на некоторое время. В такой ситуации оценивайте развитие своего ребенка в целом, обращая внимание на все его области – эмоциональную, чувственную, интеллектуальную, а не только на ритм. Эмоциональная гармония нужна ребенку ничуть не меньше, чем интеллектуальный коэффициент (IQ), чтобы вырасти всесторонне развитой личностью и добиться успеха в дальнейшей жизни. Довольный собой, общительный, окруженный друзьями и обладающий чувством юмора ребенок «стартует» в жизни так же хорошо, как и малыш, умеющий читать с 5 лет. Если ваш ребенок до школы предпочитает не писать или считать, а играть, то это не значит, что шансов на школьный успех у него меньше.
5
Развитие каждого ребенка очень индивидуально, все нормативы представляют собой лишь примерный ориентир для любящих родителей. Обращайте на них внимание, для того чтобы при необходимости помочь малышу осваивать важные этапы. Так или иначе, родители бывают слишком субъективны в оценке способностей своего ребенка, поэтому, если возникают сомнения, поделитесь ими с психологом или врачом, который сможет посоветовать, стоят ли пристального внимания обнаруженные вами «пробелы».