Совет 1: Что такое когнитивное развитие

Когнитивное развитие представляет собой становление таких процессов как память, мышление, речь и воображение. Рождаясь, человек не может использовать полный функционал этих возможностей. Однако в ходе взросления он постепенно овладевает ими.

От рождения до трех месяцев

Когнитивное развитие новорожденного ребенка является специфичным. Оно проявляется в виде движений малыша. Ребенок реагирует на звуки, но он пока не понимает, откуда конкретно они исходят. Психологи советуют матерям в первые месяцы жизни ребенка красить губы ярко-красной помадой, чтобы малыш осознавал источник звука, смотрел за его движением. В будущем это поможет крохе научиться говорить, повторяя мимику матери. Новорожденные дети не различают мать и чужих людей, поэтому они с одинаковой радостью идут к каждому человеку на руки. Также детям в данном возрасте свойственно повторять легкие мимические комбинации (высовывать язык, улыбаться).

От трех до шести месяцев

Ребенок начинает понимать, что после каждого совершенного им действия следует реакция матери. Конечно, дети пользуются таким открытием в полной мере. Стоит ребенку заплакать, как его мама сразу придет на помощь и устранит причины плача.

От 9 до 12 месяцев

Ребенку свойственно чувство привязанности и тоски. Он будет желать материнской любви и ласки. Если мать уходит, малыш заплачет. В это время он начинает издавать множество звуков, которые впоследствии выльются в слова.

От 12 до 18 месяцев

В это время малыш произносит первые слова. Ему хочется все везде потрогать, посмотреть, ощутить. Явным признаком данного периода является излишнее любопытство ребенка, его самостоятельная деятельность. Когнитивное развитие заключается в том, что ребенок стремится любым способом познать окружающий его мир. Следующим моментом является желание малыша подражать. Он абсолютно точно копирует телодвижения ближайших родственников, также может воспроизводить увиденное им в телевизоре или на улице.

От 18 до 24 месяцев

Двухлетний ребенок с трудом начинает сочетать слова в предложения. Пока это получается не очень хорошо, так как слабо развиты коммуникативные навыки. Слова для ребенка могут означать лишь какой-то конкретный предмет. Все это является слабым проявлением воображения, которое начнет свое активное развитие ближе к трем годам. Лучше всего в данный период времени развита память малыша. Если вы каждый день читаете ему одну и туже сказку и вдруг пропустили страницу, ребенок это обязательно заметит.

От 3 лет и далее

После достижения трехлетнего возраста ребенок овладевает всеми психическими функциями. Дальнейшей основной задачей родителей теперь является поддержка развития малыша.

Совет 2: Что изучают когнитивные психологи

Когнитивная психология – относительно молодая область психологической науки, но быстро набирает популярность. Авторство термина принадлежит Ульрику Найссеру, американскому психологу, который в 1967 году опубликовал книгу с таким названием.

Когнитивные психологи специализируются на изучении познавательных возможностей мозга, а именно - как человеческий мозг воспринимает окружающий мир и обучается, как он распознает, обрабатывает и сохраняет информацию.

Понятие «когнитивный» охватывает все процессы, посредством которых изменяется  входящая сенсорная информация. Это процессы продолжаются даже в отсутствие внешней стимуляции, когда речь идет о воображении, снах и галлюцинациях.

Исследования, проводимые специалистами по когнитивной психологии, нацелены на выявление паттернов психической деятельности и повышение общей эффективности мышления, улучшение качества социальных взаимодействий и личностный рост. По сути, когнитивные психологи изучают, как использовать свой мозг максимально эффективно.

В круг вопросов, освещаемых в работах по когнитивной психологии, входят расстройства мышления, функционирование систем восприятия, проблемы обучения, внимания, памяти и нейролингвистики. Практические приложения когнитивных исследований направлены на улучшение памяти, повышение точности принятия решений, повышение качества образовательных программ и оптимизацию рабочих процессов во многих отраслях человеческой деятельности.

Когнитивные психологи работают в области патопсихологии, исследуя причины и способы лечения депрессии, тревожности и других заболеваний, социальной психологии, изучая межличностные взаимодействия, психологии развития и личности. Специалисты, получившие психотерапевтическую подготовку, помогают пациентам с различными расстройствами ментального и эмоционального характера, а также в период реабилитации после черепно-мозговых травм.  

От поведенческой когнитивная психология отличается предметом изучения. Бихевиористы фокусируют внимание на внешних проявлениях поведения, на том, что можно наблюдать непосредственно. Когнитивные психологи заинтересованы в выявлении внутренних психических процессов, которые приводят к наблюдаемому поведению.

От психоанализа когнитивная психология отличается методически. Психоанализ основан на субъективных ощущениях, как пациента, так и терапевта. Когнитивные психологи оперируют научными методами, активно используя функционал таких областей научного знания, как неврология, нейрофизиология, антропология, лингвистика и кибернетика.

Видео по теме

Совет 3: Что такое когнитивность человека

Психологи определяют когнитивность человека как его способность воспринимать и обрабатывать информацию, поступающую извне. Данное понятие плотно соотносится с желаниями и убеждениями человека, его памятью и воображением.
Когнитивные функции выполняют важную роль в процессе психического развития человека, и их нарушение представляет собой серьезный неврологический симптом. Подобные проблемы чаще всего возникают из-за диффузных или очаговых поражений головного мозга. Также причиной может стать возраст пациента. Согласно статистике, около двадцати процентов пациентов в возрасте от шестидесяти пяти лет страдают когнитивными расстройствами, которые чаще всего проявляются в виде деменции – приобретенного слабоумия.

Причины нарушения когнитивных функций

Несмотря на то, что когнитивность напрямую зависит от работы мозга, когнитивные расстройства не всегда связаны с заболеваниями этого органа. Причинами могут стать: заболевания почек, дефицит витамина В12, фолиевой кислоты, заболевания печени. Очень часто когнитивные нарушения являются симптомами сердечно-сосудистой недостаточности, алкогольного или любого иного отравления, а также затянувшейся депрессии. В связи с множеством причин, которые могут привести к нарушению когнитивных функций, пациенты, имеющие жалобы на расстройство памяти и другие проблемы, связанные с деятельностью мозга, должны пройти обширное обследование и, желательно, повторить проведенные исследования через несколько дней, чтобы исключить сиюминутный фактор.

Лечение когнитивных расстройств

По мнению специалистов, показатели когнитивности варьируются в каждом отдельном случае. Вполне нормально, когда периодически возникают некоторые когнитивные нарушения. Такое случается у каждого человека, а потому не следует прибегать к лечению при малейшем схожем симптоме. Тем не менее, если симптомы появляются все чаще, и на них стали обращать внимание окружающие люди, следует обратиться в неврологическую клинику и пройти обследование. К сожалению, без медикаментозного лечения когнитивные расстройства не проходят, а только лишь усиливаются со временем, поэтому затягивать с походом к врачу не стоит.

В процессе постановки диагноза врач назначает пациенту нейропсихологическое тестирование, которое заключается в выполнении пациентом упражнений на запоминание, воспроизведение рисунков и слов, а также проверку на концентрацию внимания. На основании данного исследования специалист определяет, в каком состоянии находятся когнитивные функции пациента, и принимает решение о дальнейшем лечении.
Поиск
Совет полезен?
Осталось символов: 500
к
Honor 6X Premium
новая премиальная версия
узнать больше