Совет 1: Где и как зимуют ежики

В зависимости от сезона у ежей очень различается жизнедеятельность. Когда наступает период холодов, животные погружаются в спячку, которая длится до весны.
Способность ежей впадать в оцепенение, то есть в спячку, и долгое время оставаться в таком состоянии с пониженной температурой тела связывают с тем, что у них терморегуляция далека от совершенства.

У ежей активный период жизни, в зависимости от климатических условий их проживания, занимает от четырех месяцев до семи. Под спячкой понимается видовая адаптация зверей к неблагоприятным климатическим условиям. Причина спячки в зависимости от условий проживания может быть разной, у ежей это чаще всего – отсутствие кормов или низкая для них температура.

Как ежи впадают в спячку

В теплое время года ежи накапливают подкожный жир. Когда насекомые - основная пища ежей - пропадают, еж уже обеспечивает себе запас питания на время спячки. Ее также связывают с несовершенством терморегуляции – даже в вольере, когда в пище недостатка нет, ежи все равно впадают в оцепенение.

Накопление жира во время подготовки к спячке свидетельствует о том, что животное достаточно подготовлено к продолжительному голоданию, которое ожидает его во время зимнего сна. Отложившийся под кожей и во внутренних органах жир во время спячки будет постепенно расходоваться, и ко времени пробуждения его остается небольшое количество, достаточное только лишь для того, чтобы «разогреть» просыпающийся организм.

Где зимуют ежи

Перед тем как залечь в спячку, ежу надо не только накопить жир, но и обеспечить себе хорошее убежище на всю зиму. Несовершенное убежище может стоить животному жизни. Осенью ежи отыскивают глубокие норы, которые находятся под землей на глубине примерно полтора метра. В условиях неволи искусственную нору также нельзя располагать близко к поверхности земли – она будет промерзать.

Ежи могут зимовать в норах, которые вырыли сами, или в чужих. Те животные, которые постоянно обитают в вольерах, вполне охотно пользуются для зимней спячки специально подготовленными для них искусственными норами. Норы с ежами постепенно засыпает снег – термоизолирующие свойства такого покрова оказываются вполне подходящими. В норе ежи зимуют в одиночку. В вольерах при устройстве нор надо делать их в расчете на каждого зверька.

Спящий еж сворачивается в шар, его лапки и нос прижимаются к брюшку, хвост – к голове. Это снижает теплоотдачу с тех участков тела, которые оголены и беззащитны перед воздействием холодного воздуха. Температура животного в этот период становится очень низкой – всего лишь на градус выше, чем окружающая среда.

Совет 2: Как зимуют насекомые

С наступлением осени и последующих холодов все живое на Земле подготавливается к зиме. Не является исключением и самый многочисленный класс животных в мире – насекомые. Например, некоторые бабочки на зиму забираются в дупла и под кору деревьев, на чердаки старых домов. Но так зимуют далеко не все насекомые. Некоторые из них в зимний период вообще находятся в стадиях яиц, личинок, куколок или гусениц, превращаясь во взрослое насекомое только весной, если им, конечно, посчастливится до нее дожить.
Инструкция
1
Абсолютное большинство насекомых умеренного климата переживают зиму, впадая в определенное состояние, называемое диапаузой. Диапауза напоминает состояние анабиоза у позвоночных теплокровных и хладнокровных животных (медведи, ежи, лягушки, ящерицы). Во время диапаузы у насекомых замедляется обмен веществ и прочие процессы жизнедеятельности. Именно это и помогает им выдержать низкие зимние температуры.
2
Стоит отметить, что в отличие от анабиоза теплокровных животных (ежи, медведи, землеройки, кроты), который может время от времени прерываться кратковременным пробуждением, «зимний сон» насекомых является наиболее глубоким и требующим определенных условий для своего прекращения. Как правило, зимняя спячка насекомых зависит от продолжительности светового дня и от наличия определенного температурного режима.
3
Отличие зимней спячки насекомых от спячки теплокровных животных в том, что у вторых она целиком и полностью зависит от наличия кормовой базы. Любопытно, что зимовать насекомые могут на любой стадии своего развития – от яйца до имаго (взрослое насекомое). Диапауза у различных видов насекомых происходит по-разному. К примеру, бабочки траурницы избегают замерзания, добавляя в свой организм специальную охлаждающую жидкость (на языке автомобилистов – «антифриз»).
4
Бабочка траурница способна заменять содержащуюся в своем организме воду природным «антифризом», который она сама вырабатывает. В его состав входят так называемые криопротекторы, которые защищают от низких температур все жидкости и мягкие ткани в ее организме. Другие насекомые вообще в качестве диапаузы замораживают все имеющиеся жидкости в своих организмах.
5
Но не все насекомые, переживающие зимние холода, впадают в состояние диапаузы. Не уходят в «зимний сон» такие социальные насекомые как осы, пчелы, термиты, некоторые виды муравьев. С наступлением осенних холодов эти существа углубляются в свои гнезда, улеи, муравейники. Все входы в свои жилища они плотно закрывают листьями и прочими органическими материалами. Под землей или в глубине гнезд они ведут полуактивный образ жизни.
6
Энтомологи, исследовавшие поведение медоносных пчел зимой, отмечают, что эти создания при понижении окружающей температуры воздуха до +7оС собираются в улей целой кучей, поддерживая в нем температуру на уровне от +15оС до +25оС. Энтомологи выяснили, что эти создания генерируют тепло при помощи сокращения крыловидных мышц на своих спинках. Те пчелы, что находятся ближе к выходам, играют роль теплоизоляционного слоя, и время от времени сменяются своими сородичами: пчелы, которые уже подмерзли, пробираются вглубь улея, где их меняют согревшиеся родственники. Любопытно, что эти пчелы всю зиму питаются кормом, запасенным еще с лета.
Видео по теме
Поиск
Совет полезен?
Осталось символов: 500