Говоря об ученых Древнего мира, их чаще всего собирательно именуют философами. Это не противоречит тому, что в их трудах присутствуют идеи, которые с современной точки зрения можно отнести к физике (идея Демокрита об атомах), психологии (трактат Аристотеля («О душе») и т.д. – эти идеи в любом случае отличает универсальность миропонимания. Это относится даже к тем древним ученым, за которыми признается некая научная специализация. Например, о Пифагоре говорят как о математике, но даже он искал в числовых соотношениях всеобщие законы устройства мира. Именно поэтому он смог так естественно распространить математические идеи в область музыковедения. Точно так же Платон пытался выстроить модель идеального общества, исходя из своих космогонических идей.

Такая предельная обобщенность была характерна для философии во все века ее существования, включая современность. Но если в античности он включала в себя зачатки всех будущих наук, то в настоящее время эти «семена» давно дали всходы и выросли в нечто самостоятельное, что заставляет ставить вопрос о соотношении философии с другими науками.


Философы дают разные ответы на этот вопрос. Одни считают философию основой всех наук, задача которой – создавать для них методологическую базу, определять направление научного подхода к миру.

Согласно другому подходу, философия – одна из наук, но она обладает специфическим категориальным аппаратом и методологией.
Наконец, третья точка зрения заключается в том, что философия – это не наука вообще, а принципиально иной способ познания мира.
И философия, и наука исследуют мир, устанавливая объективные факты и обобщая их. В ходе обобщения выводятся определенные законы. Именно наличие законов – главный признак науки, отличающий ее от области знания. Существуют законы и в философии – в частности, три закона диалектики.

Но уровень обобщения фактов в науке и в философии различается. Любая наука исследует определенную сторону мироздания, конкретный уровень существования материи, поэтому закономерности, установленные наукой, нельзя применить к предмету исследования другой. Например, нельзя рассматривать развитие общества с точки зрения биологических законов (такие попытка предпринимались, но это всегда приводило к появлению весьма сомнительных идей – таких, как социал-дарвинизм). Философские же законы универсальны. Например, гегелевский закон единства и борьбы противоположностей применим и к строению атома в физике, и к половому размножению в биологии.

Основа науки – эксперимент. Именно в нем устанавливаются объективные факты. В философии эксперимент невозможен в силу предельной обобщенности ее предмета исследования. Изучая наиболее общие законы существования мира, философ не может выделить некий конкретный объект для эксперимента, поэтому философское учение не всегда может быть воспроизведено на практике.
Таким образом, сходство философии и науки очевидно. Как и наука, философия устанавливает факты и закономерности и систематизирует знания о мире. Различие же заключается в степени связи научных и философских теорий с конкретными фактами и практикой. В философии эта связь носит более опосредованный характер, чем в науке.