Виды рыночной деятельности



В Гражданском кодексе всю рыночную деятельность подразделяют на коммерческую и некоммерческую. Коммерческими признаются организации (юридические лица), которые имеют свое основной целью получение прибыли. Они могут иметь различные формы, например, ООО, ОАО, ЗАО или муниципальных предприятий.


Коммерческая деятельность выступает как часть предпринимательской, но она не включает производственный аспект. Она связана с такими направлениями в бизнесе как продажа товаров и услуг, снабжение предприятия материальными ресурсами и посредническая деятельность.

Каждое предприятие постоянно играет различные роли при осуществлении коммерческой деятельности. В ряде случаев оно является покупателем, в других - продавцом.

Успешность коммерческой деятельности определяется в первую очередь размером полученной прибыли. От нее зависят перспективы и потенциал предприятия, ведь прибыль может являться источником инвестиций в развитие производства.

Некоммерческие организации не ставят перед собой цели извлечения прибыли и не осуществляют ее распределение между участниками. Примерами могут являть благотворительные фонды и религиозные объединения.

Классификация видов коммерческой деятельности



Коммерческая деятельность весьма многогранна и разнообразна, ее можно классифицировать по различным основаниям. Так, по объектам купли-продажи различают произведенные товары, свободные активы, деньги и пр.

С точки зрения характера полученной выгоды коммерческая деятельность может быть направлена на непосредственное получение прибыли (продажа товаров или услуг), либо на создание для этого соответствующих условий (например, путем покупки соответствующего оборудования), снижение производственных издержек (например, путем повышения энергоэффективности), капитализацию свободных средств (путем приобретения ценных бумаг).

Стоит отметить, что коммерческая деятельность не всегда подразумевает продажу товаров, при котором права собственности переходят от одной компании к другой. Распространенным видом сделок является приобретение нового оборудования или машин в лизинг или их аренда.

Коммерческая деятельность разделяется по видам рынков, на которых она реализуется. По этому критерию различают:

- по видам товаров - b2c, b2b рынки, рынки активов и ценных бумаг;

- по региональной принадлежности - внутренние и международные;

- по правам участников рынка - например, свободные экономические зоны, оффшоры.