Совет 1: Чем чревата трикуспидальная регургитация

Трикуспидальная регургитация – это один из видов порока сердца, который характеризуется недостаточностью трехстворчатого (трикуспидального) клапана. Эта патология приводит к обратному току крови из правого желудочка в предсердие во время сокращения миокарда.

Причины трикуспидальной регургитации

Наиболее распространенной причиной трикуспидальной регургитации является дилатация правого желудочка, которая представляет собой патологию, сопровождающуюся увеличением объема камеры, без изменения толщины сердечной стенки. Патология развивается на фоне заболеваний сердца, проходящих с легочной гипертензией и расширением правого желудочка. В редких случаях трикуспидальная регургитация возникает на фоне ревматизма, септического эндокардита, синдрома Марфана, карциноидного синдрома. Она может быть врожденной или развиться вследствие продолжительного приема некоторых лекарственных средств («Фенфлурамина», «Фентермина», «Эрготамина»). Диагноз при трикуспидальной регургитации ставится на основании данных доплеровской эхокардиографии. В качестве дополнительных исследований назначают ЭКГ и рентген грудной клетки.

Последствия трикуспидальной регургитации

Клинические проявления трикуспидальной регургитации, как правило, отсутствуют, однако тяжелая стадия заболевания может вызвать пульсацию вен на шее, мерцательную аритмию, правожелудочковую сердечную недостаточность, голосистолический шум. Выраженная трикуспидальная регургитация выявляется довольно редко, поэтому в отношении прогноза достоверных данных очень мало. При незначительном пороке трехстворчатого клапана патология переносится хорошо и не требует лечения. При выявленных причинах (например, при эндокардите, сердечной недостаточности) назначают лечение, направленное на их устранение.

Лечение трикуспидальной регургитации

Если у пациента выявлены умеренная или тяжелая степень трикуспидальной регургитации и поражения левосторонних клапанов (например, митральным стенозом), выполняют хирургическую операцию. Она может предотвратить смерть, которая может наступить из-за низкого функционального состояния миокарда. Хирургическое вмешательство назначают и пациентам с тяжелой митральной регургитацией, при котором давление в левом предсердии составляет менее 60 мм рт.ст.

В ходе операции выполняют пластику клапана, анулопластику и его протезирование. При анулопластике к кольцу протеза подшивают кольцо трехстворчатого клапана или уменьшают размер окружности кольца. Эту операцию назначают в тех случаях, если трикуспидальная регургитация развилась вследствие дилатации (увеличения объемов) кольца. Протезирование или пластика клапана назначаются, если трикуспидальная регургитация развилась из-за первичного поражения клапана или в тех случаях, когда анулопластика невыполнима технически. Если причиной патологии является карциноидный синдром или порок Эпштейна, выполняют протезирование трехстворчатого клапана, используя свиной клапан. В случае поражения эндокардитом трехстворчатый клапан иссекают полностью, не имплантируя новый в течение 6-9 месяцев.

Совет 2: Что значит энтеральное питание

Энтеральное питание - это тип лечебного или дополнительного питания, при котором всасывание пищи осуществляется через слизистую оболочку ЖКТ при ее поступлении через зонд. Оно противопоставляется парентеральному питанию, когда необходимые вещества попадают в организм, минуя слизистую оболочку кишечника (например, внутривенно).

Способы энтерального питания

Энтеральное питание рекомендуется в следующих случаях: истощенным пациентам, людям, голодавшим от 7 до 10 дней, пациентам с обширными ожогами, при наружных тонкокишечных свищах, после субтотальной (до 90%) резекции тонкой кишки. Пищевые вещества вводят через специальные зонды, проведенные через нос в желудок либо в двенадцатиперстную кишку. Внутрижелудочное введение смеси имеет преимущества, которые связаны с резервуарными функциями желудка и разбавляющим эффектом его сока. Желудочный сок смешивается с питательным раствором, снижает его концентрацию и уменьшает риск развития диареи.

Растяжение желудка при введении смеси стимулирует выделение трофических субстанций (желчь, иммуноглобулин А), которые способствуют сохранению целостности слизистых желудка и кишечника. Основным недостатком этого способа кормления является возможность регургитации (движение в направлении, противоположном нормальному) жидкости в легкие. Подобное осложнение развивается у 1-38% пациентов. Преимуществом дуоденального расположения зонда является снижение риска рефлюкса и аспирационной пневмонии. К отрицательным свойствам относят трудность введения зонда, повышенную вероятность развития диареи.

Пробное введение жидкости, стартерный режим энтерального питания

Перед началом зондового кормления необходимо сделать пробное введение жидкости (воды или изотонического раствора натрия хлорида) в количестве, равном часовому объему питания. Затем зонд перекрывается на полчаса, после этого аспирируют жидкость, оставшуюся в желудке. Если это количество будет меньше половины введенного, режим кормления считают приемлемым. При значительном остаточном объеме питание начинают с малых порций.

Необходимо соблюдать стартерный режим энтерального питания, заключающийся в том, что сначала питательный раствор вводят с малой скоростью, а потом объем и скорость введения понемногу увеличивают в течение нескольких дней. При этом слизистая оболочка пищеварительного тракта постепенно восстанавливается. Недостатком стартерного режима является необходимость времени, которого просто нет при изначальном сильном истощении пациента.

Энтеральное питание абсолютно противопоказано при клинически выраженном шоке, ишемии кишечника, кишечной непроходимости. К относительным противопоказаниям, которые допускают подобный тип питания в небольшом объеме, относят: частичную обструкцию кишечника, тяжелую неукротимую диарею, тяжелый панкреатит или псевдокисту поджелудочной железы.

Совет 3: Как диагностировать пролапс митрального клапана

Между левым желудочком и левым предсердием расположен митральный клапан. Пролапс митрального клапана – это порок, при котором при сокращении желудочка створки прогибаются, и часть крови забрасывается обратно в предсердие. Бессимптомное течение заболевания позволяет обнаружить ПМК только при проведении аппаратной и дифференциальной диагностики.
Инструкция
1
В России пролапс митрального клапана подразделяют по глубине пролабирования на три степени. В остальных странах ПМК подразделяют на органический и функциональный. При проведении эхокардиографии обнаруживают уменьшение левого желудочка на фоне нормальной или увеличенной площади митрального клапана. Это позволяет подтвердить наличие патогенетического механизма пролабирования створок.
2
Электрокардиография – обследование, при котором можно проследить нарушение сердечного ритма и проводимости. Инверсия зубцов смещена, объем левого желудочка уменьшен, что подтверждает диагноз «пролапс митрального клапана».
3
Графический метод ФКГ – документальное подтверждение нарушения симптоматических комплексов в миокарде. Увеличено соотношение QT/Q-S, то есть электрической и электромеханической систолы левого желудочка.
4
На рентгенографии расширения тени сердца и камер не наблюдается. Но обнаруживается выбухание дуги левосторонней аорты. У пациента ярко выражена пограничная легочная гипертензия и регургитация.
5
Дифференциальная диагностика пролапса митрального клапана основана на обнаружении систолического шума, который не может являться облигатным признаком. Проба Вальсальвы и глубокий вдох перемещают систолический клик в левую сторону на один тон.
6
Использование вазопрессорных средств ослабляет интенсивность клика и укорачивает шум. Такая диагностика не позволяет точно поставить диагноз даже при значительном пролабировании створок митрального клапана. Поэтому используется лишь для определения систолического шума и тембра. На основании чего создается общее впечатление полифонии.
7
Остальные инструментальные методы диагностики пролапса митрального клапана относятся к неспецифичным и применяются лишь для того, чтобы подтвердить или опровергнуть наличие сопутствующих патологий, которые стали причиной пролапса митрального клапана.
8
Своевременная диагностика ПМК позволяет избежать внезапной смерти, возникающей при электрической нестабильности миокарда и удлинения интервала QT, на фоне которого происходит идиопатическая фибрилляция. В экстренных случаях применяется хирургическое лечение. При незначительном влиянии на кровоток пациенту рекомендуют использование бета-адреноблокаторов, мониторинговое исследование не реже одного раза в шесть месяцев. Для диагностики патологии нужно обращаться к кардиологу.
Видео по теме
Видео по теме
Поиск
Совет полезен?
Осталось символов: 500