Совет 1: Первая печатная книга

Книги - привычная с детства часть жизни. Сейчас их все чаще заменяют электронные «читалки» и планшетные компьютеры, более удобные для использования, например, в транспорте, но прелесть перелистывания бумажных страниц не сравнима ни с чем. Как бы ни совершенствовались цифровые технологии, бумажная книга всегда останется в жизни человека.

Первая печатная книга в истории человечества

Считается, что самая первая книга была напечатана в Китае, в 868-м году. Собственно говоря, она даже не являлась книгой в привычном смысле, а была свитком серой бумаги, обернутым вокруг деревянной основы. Книга известна под названием «Алмазная сутра» (более полное название - «Сутра о Совершенной мудрости, рассекающей тьму невежества как удар молнии»). Это трактат о добродетелях, необходимых для вступления на путь праведной жизни - своего рода буддийская Библия. Что неудивительно, ведь, как правило, первыми печатными изданиями оказывались религиозные тексты, поскольку именно они представляли наибольшую ценность для людей тех времен. Известно даже имя печатника, сделавшего эту копию священной сутры: Ван Цзи.

Напечатана «Алмазная сутра» была методом ксилографии, то есть оттиска с деревянной доски, на которой ножом вырезаны буквы. Наборная технология печати была на тот момент для китайцев слишком трудоемкой, ведь в их языке - тысячи иероглифов.

История книгопечати в Европе

Первые европейские печатные книги также печатались методом ксилографии и назывались инкунабулами. Самой известной из них стала так называемая «Библия бедных», напечатанная приблизительно в 1423-м году. Инкунабул до нашего времени дошло мало. Они во многом были похожи на рукописные книги, поскольку печатники-ксигографы старались подражать рукописному шрифту как можно точнее. Недоверчивые ко всему новому граждане не сразу оценили достоинства печатных книг и продолжали гораздо больше ценить тексты, вручную переписанные в монастырях.

Настоящий расцвет печати наступил в Европе после изобретения Иоганном Гуттенбергом технологии наборной печати. Для того чтобы напечатать книгу, не нужно было больше вырезать текст ее страниц на деревянных досках - печатные гранки стали наборными, состоящими из отдельных букв-литер. Первой печатной книгой Гуттенберга стала 42-х строчная Библия, изданная в 1455-м году.

Русские печатные книги

Первые русские печатные книги появились в 50-х годах XVI века и также были созданы методом ксилографии. Названия этих книг и имена издателей до наших дней не дошли. Первым известным русским печатником стал Иван Федоров. Огромное количество времени, сил и мастерства он вложил в двухкрасочное издание знаменитой книги «Деяния святых апостолов», известной также под коротким названием «Апостол», которая увидела свет 1 марта 1564 г.

Книга содержит высокохудожественные иллюстрации, которые резал и гравировал сам Федоров, изящные заставки, прекрасно выполненные шрифты. На подготовку «Апостола» в печать ушел год. Тираж издания составил около 1200 книг. Все их Фёдоров печатал собственноручно. Позже он же издал первый русский учебник под всем известным названием «Азбука», а также несколько религиозных трактатов и молитвенников.

Совет 2: Первая печатная книга

К середине XV века, когда рост европейских городов, просвещения и развитие культуры породили потребность в массовой книжной продукции. Монахи-переписчики, которые традиционно занимались переписыванием книг в своих кельях, больше не могли удовлетворить потребности своего времени.

Изобретение книгопечатанья

Изобретение книгопечатанья было величайшим открытием человечества. Сделал его около 1445 г. житель немецкого города Майнца, ювелир Иоганн Гутенберг (ок. 1400-1468).

Гутенберг первым в Европе начал использовать для печати типографский станок с металлическими подвижными литерами.
Кроме изобретения самого печатного станка, изобретение Гуттенберга включало в себя еще целый ряд дополнительных технических новшеств. Он изобрел разборный шрифт, словолитный аппарат, специальный сплав для изготовления печатных литер и даже особый состав типографской краски.

К 40-м годам XV в. относят историки первые попытки книгопечатанья. Ученики и подмастерья Гутенберга быстро распространили изобретение своего учителя по европейским странам.

Библия Гутенберга

В первой половине 50-х годов в городе Майнце вышла первая печатная книга. Это была великолепно изданная 42-х страничная Библия, которая способна была соперничать с лучшими образцами рукописной книги. Она так и называлась: «Библия Гутенберга».
Традиционно она считается точкой отсчета истории книгопечатания в Европе.

Вторая – 32-х страничная Библия вышла около 1458-1460 гг. и получила название «Бамбергская библия».

Среди первых книг, изданных Гутенбергом, был «Донат», начальная грамматика латинского языка римского автора Элия Доната. «Донат» был первым учебником для всех грамотных людей средневековья.

В средние века латынь являлась главным языком науки и оставалась таковой еще не одно столетие. Таким образом «Донатов» в XV в. было издано великое множество, но до наших дней в отрывках дошло не больше 365 изданий.

За книгами для начального обучения шли ученые труды. Издавались произведения римских авторов: «География» Страбона, «Естественная история» Плиния, «География» греческого ученого Плиния. Популярные «Начала геометрии» Эвклида издавались по 6-7 раз ежегодно.

Издавались в XV в. также произведения древних римских и греческих авторов: «Илиада» и «Одиссея» Гомера, «Сравнительные жизнеописания» Плутарха. Печатались сочинения авторов XIV-XV вв.: «Божественная комедия» Данте, стихи Франческо Петрарки и Вийона, сборник новел Джованни Боккаччо «Декамерон».

Книги инкунабулы

Книги, изданные до 31 декабря 1500 г., назывались инкунабулами – «колыбельными книгами». В первые годы они имели сходство с рукописными книгами. Иллюстрации, заглавные буквы, многоцветные заставки и концовки сначала не печатали, а дорисовывали. И только постепенно рукописный инициал уступил место печатным гравюрам, которые вырезались из дерева, а потом из меди.

У первых книг, как и у рукописных, не было титульного листа. Название и автор указывались в конце. Только к концу XV в.
вся эта информация стала выноситься на первую страницу.

Крупнейшие хранения инкунабулов собранны сегодня в Британском музее в Лондоне, в Библиотеке конгресса США в Вашингтоне и в Национальной библиотеке в Париже.

Есть собрание инкунабулов и в России. Хранятся в Отделе редкой книги в Государственной Публичной библиотеке имени М.Е. Салтыкова-Щедрина в Санк-Петербурге. Для их хранения еще в прошлом веке был оборудован «Кабинет Фауста» в стиле средневековой библиотеки.

Изобретение книгопечатанья оказало и оказывает по сей день неоспоримое влияние на развитие всего человечества.
Видео по теме
Источники:
  • Первые печатные книги
Поиск
Совет полезен?
Осталось символов: 500