Совет 1: Развитие мышления у детей дошкольного возраста

Чтобы ребенок полноценно занимался, важным является правильное развитие функции мышления. Основные процессы происходят именно в дошкольном возрасте. Поэтому заниматься с ребенком именно для развития мышления следует еще до того, как он пойдет в детский сад.

Мышление у детей 3–4 лет

Мышление – это форма познавательной деятельности человека. Оно напрямую связано с восприятием предметов. После рождения у детей эта функция еще не развита, есть только условные и безусловные рефлексы.

По мере роста и развития совершенствуется нервная система, в том числе и мышление. В дошкольном возрасте происходит перестройка, и мышление становится другим. С трехлетнего возраста дети очень часто используют неправильный ход действий для решения той или иной ситуации.

Они не оценивают возможные варианты, а сразу приступают к решению задания. Нередко это приводит к отрицательному результату. Если в возрасте до 1,5 лет у малыша преобладает наглядно–действенное мышление, то в период с 3 до 4 лет наибольшее значение имеет наглядно–образная мыслительная деятельность.

Отличие последней в том, что малыши могут создавать образы в своем подсознании и решать задачи при помощи их. То есть ребенок может не ощущать предмет, но иметь о нем представление в голове.

Дети среднего и старшего дошкольного возраста

С 4 лет мышление претерпевает некоторые изменения. Перед решением какой–либо важной задачи ребенок первым делом просчитывает возможные варианты. Например, в том случае, если имеется несколько правильных вариантов, то при последующей попытке малыш может найти новое решение, не прибегая при этом к внешним взаимодействиям с предметом.

Все эти особенности способствуют получению общих знаний, которые впоследствии помогут малышу в его образовательной деятельности и личной жизни. С 5 летнего возраста у детей начинает функционировать абстрактно–логическое мышление. Говорить о том, что они могут в полной мере им пользоваться, нельзя.

Сейчас имеются лишь предвестники подобного типа мыслительной деятельности. Они заключаются в манипуляции не образами, а специальными понятиями, которые представлены в виде слов. В данный отрезок времени дети могут использовать для представления предмета слова.

Нужно отметить, что основными формами мышления являются суждение, представление и умозаключение. У детей дошкольного возраста (с 3 до 6 лет) в основном развито представление. С возрастом оно заменится на умозаключение, которое характерно для взрослых людей.

Таким образом, знание особенностей развития детей играет большую роль в правильной организации воспитательного процесса и формировании малыша как личности.

Совет 2: Как развить образное мышление у ребенка

В дошкольном и младшем школьном возрасте ребенку важно суметь сформировать образное мышление. Именно оно станет предпосылкой к словесно-логическому мышлению. В процессе наглядно-образного мышления происходит сравнение зрительных образов, вследствие чего у ребенка получается решить ту или иную задачу.
Инструкция
1
Уже в дошкольном возрасте ребенок приобретает возможность представлять предмет, не держа его в руках. Это говорит о переходе ребенка к наглядно-образному мышлению. Чтобы лучше его развить, помогают различного рода игры с счетными палочками, спичками. Задания могут быть такие как составление двух одинаковых треугольников из пяти счетных палочек. Наиболее сложными являются задания, где необходимо переложить одну спичку так, чтобы получилась определенная фигура. Обычно детям довольно сложно справиться с такими упражнениями. Однако некоторые ребята довольно быстро улавливают суть задания и решают его в течение пары минут.
2
К следующей категории заданий на развитие наглядно-образного мышления является продолжение рисунков. На листе бумаги изображается какая-либо форма. Ребенку дается задание продолжить рисунок. Еще одной вариацией данного задания является дорисовка тематических элементов. Предположим, ребенку представлена картина с обеденным столом. На нем располагаются тарелка и чашка. Далее ребенку предлагают нарисовать недостающие аксессуары для стола. Это задание не только говорит о развитии мышления ребенка, но и о его уровне культурного развития.
3
Одним из заданий на развитие образного мышления является составление рассказа по картинке. Ребенок учится анализировать то, что изображено на рисунке. Пытается додумать, самостоятельно догадаться о том, что происходит с персонажем. Обычно детям дается рассказать историю о каком-либо времени года. Данное задание часто использовалось при принятии детей в первый класс. Так определялся уровень их развития.
4
Популярным также является задание «Исключи лишнее». Ребенку необходимо выбрать среди предметов тот, который не имеет никаких общих признаков с остальными. Изначально задание может показаться довольно легким, но на самом деле многие дети испытывают трудности в сравнении предметов. При выполнении задания попросите ребенка ответить на вопрос, почему он исключил именно этот определенный предмет. Возможно, что ребенок увидел какую-то иную логическую связь между остальными предметами. Данное задание не имеет правильного ответа, так как каждый ребенок может найти какую-то свою общую характеристику для объектов. Если ваш ребенок не ходит в детский сад и не занимается отдельно с педагогом-психологом, то вам следует самостоятельно проводить с ним подобные игры, дабы развить наглядно-образное мышление.
Видео по теме
Источники:
  • Как развить образное мышление у ребенка
Видео по теме
Поиск
Совет полезен?
Осталось символов: 500