Совет 1: Как появилось выражение «холодная война»

Словосочетание холодная война знакомо практически каждому человеку, проживающему на постсоветском пространстве. Но происхождение данного термина до сих пор является предметом споров.

Сущность выражения холодная война

Выражением холодная война принято называть исторический период с 1946 по 1991 годы, который характеризовал отношения между США и их союзниками и СССР и его союзниками. Этот период отличался состоянием экономической, военной, геополитической конфронтации. При этом это не было войной в прямом смысле, поэтому термин холодная война является условным.

Хотя официальным окончанием холодной войны принято считать 1 июля 1991 года, когда распался Варшавский договор, но фактически это произошло раньше - после падения Берлинской стены в 1989 году.

В основе противостояния лежали идеологические установки, а именно противоречия между социалистической и капиталистической моделями.

Хотя официально в состоянии войны государства не находились, но с начала противостояния набирал обороты процесс их милитаризации. Холодная война сопровождалась гонкой вооружений, а СССР и США за ее период вступали в прямое военное противостояние по всему миру 52 раза.

При этом неоднократно стояла угроза начала третьей мировой войны. Самым известным случаем стал Карибский кризис 1962 г., когда мир оказался на грани катастрофы.

Происхождение выражения холодная война

Официально словосочетание холодная война впервые было употреблено Б. Барухом (советником президента США Г. Трумэна) в речи перед палатой представителей в Южной Каролине в 1947 г. Он не акцентировал внимание на данном выражении, лишь указал на то, что страна находится в состоянии холодной войны.

Однако большинство специалистов отдают пальму первенства в употреблении термина Д. Оруэллу, автора прославленных произведений «1984» и «Скотный двор». Выражение холодная война он употребил в статье «Ты и атомная бомба». Он отмечал, что благодаря обладанию атомными бомбами сверхдержавы становятся непобедимыми. Они находятся в состоянии мира, который по сути не является миром, но вынуждены поддерживать баланс и не применять атомные бомбы друг против друга. Стоит отметить, что он описывал в статье лишь абстрактный прогноз, однако по сути предсказал будущее противостояние США и СССР.

Историки не имеют однозначной точки зрения относительно того, придумал ли Б. Барух термин сам или позаимствовал его у Оруэлла.

Стоит отметить, что широкую мировую известность выражение холодная война приобрело после серии публикаций американского политического журналиста У. Липпмана. В газете New York Herald Tribune он опубликовал серию статей, посвященных анализу советско-американских отношений, которые были озаглавлены «Холодная война: Исследование Внешней Политики США».

Совет 2: С чего началась холодная война

Холодная война – глобальное экономическое, военное, геополитическое и идеологическое противостояние между СССР и США, в основе которого лежали глубинные противоречия между социалистической и капиталистической системами.
Конфронтация двух сверхдержав, в которой участвовали и их союзники, не была войной в прямом смысле этого понятия, главным оружием здесь являлась идеология. Впервые выражение «холодная война» употребил в своей статье «Ты и атомная бомба» известный британский писатель Джордж Оруэлл. В ней он точно описал противостояние непобедимых сверхдержав обладающих атомным оружием, но договорившихся не применять его, оставаясь в состоянии мира, который, по сути, миром не является.

Послевоенные предпосылки начала холодной войны

После окончания Второй Мировой войны перед союзными государствами – участниками Антигитлеровской коалиции встал глобальный вопрос предстоящей борьбы за мировое лидерство. США и Великобритания обеспокоенные военной мощью СССР, не желая утрачивать своих лидерских позиций в глобальной политике стали воспринимать Советский Союз, как будущего потенциального противника. Еще до подписания официального акта капитуляции Германии в апреле 1945 года, английское правительство начало разрабатывать планы возможной войны с СССР. В своих мемуарах Уинстон Черчилль оправдывал это тем, что на тот момент Советская Россия, вдохновленная тяжелой и долгожданной победой, стала смертельной угрозой для всего свободного мира.

В СССР отлично понимали, что бывшие западные союзники выносят планы новой агрессии. Европейская часть Советского Союза была истощена и разрушена, все ресурсы были задействованы в восстановлении городов. Возможная новая война могла стать еще более затяжной и потребовать еще больших расходов, с которыми СССР вряд ли бы справился, в отличии от менее пострадавшего Запада. Но показывать свою уязвимость страна-победитель не могла никак.

Поэтому власти Советского Союза вкладывали огромные средства не только в восстановление страны, но и на поддержание и развитие коммунистических партий на Западе, стремясь расширить влияние социализма. Кроме того советские власти выдвинули ряд территориальных требований, что еще больше усилило накал противостояния между СССР США и Великобританией.

Фултонская речь

В марте 1946 года, Черчилль, выступая в Вестминстерском колледже в Фултоне, штат Миссури, США произнес речь, которая в СССР стала считаться сигналом к началу холодной войны. В своей речи Черчилль недвусмысленно призвал все западные государства объединиться для предстоящей борьбы с коммунистической угрозой. Стоит отметить тот факт, что на тот момент Черчилль не являлся премьер-министром Англии и выступал как частное лицо, но в его речи была четко обозначена новая внешнеполитическая стратегия Запада. Исторически считается, что именно фултонская речь Черчилля дала толчок к формальному началу холодной войны – длительного противостояния между США и СССР.

Доктрина Трумэна

Спустя год, в марте 1947 года, американский президент Гарри Трумэн в своем заявлении известном, как доктрина Трумэна окончательно сформулировал внешнеполитические задачи США. Доктрина Трумэна обозначила переход от послевоенного сотрудничества США и СССР к открытому соперничеству, которое было названо в заявлении американского президента конфликтом интересов демократии и тоталитаризма.
Видео по теме
Источники:
  • История Холодной войны
Поиск
Совет полезен?
Осталось символов: 500