Совет 1: Этапы холодной войны

Более сорока лет продолжалось противостояние между капиталистическом Западом и коммунистическим Востоком. Целые поколения выросли при явлении, называемом Холодной войной. Пропитались ее смыслами и клише, раз и навсегда определив для себя ясного мирового врага. И своих детей они воспитывали в той же идеологической парадигме. Сейчас, по прошествии двадцати с небольшим лет, оказалось, что внедренное в сознание, в подкорку мышление никуда не исчезло: ни у одной из сторон.
После Второй мировой войны всегда подразумевавшееся противостояние между странами капиталистического Запада и коммунистического Востока получило закономерное развитие. Финал войны, с моральным превосходством Советского Союза и новыми территориальными границами в Европе обострили идеологические противоречия в послевоенном мире. Запад посчитал необходимым выработать систему сдержек и противовесов для того, чтобы коммунистическая – сталинская – идеология не смогла найти в мире новых союзников. В свою очередь, СССР, как страна победитель, не мог не оскорбиться снобистской самонадеянностью Запада.

«А давайте изобретем быстренько какой-нибудь другой календарь, чтобы сейчас был не ХХ век?», -
Станислав Ежи Лец.

Один день в марте

Однажды Уинстон Черчиль поехал в отпуск. Война уж полгода как окончилась, его партия проиграла выборы, поэтому он уже не был премьер-министром и спокойно ушел в оппозицию. Пережив до этого несколько напряженных лет он наконец-то позволил себе отдохнуть и решил, что лучше всего поехать в страну, которую он любил почти также, как Англию и где, по его словам, он хотел бы родиться в следующей жизни - в США. Поехал он в небольшой городок Фултон, что в штате Миссури. Погода в Фултоне в начале марта была дождливой и ветреной. Что не помешало политику немного пообщаться с молодежью, численностью чуть более 2800 тысяч, выступив 5 марта 1946 года в местном Вестминстерском колледже.

«Я боюсь, что еще не пришел к окончательному заключению по поводу названия речи, но думаю, что возможно это будет «Мир во всем мире».

из письма Черчилля Макклуеру, 14 февраля 1946 год

Бывший премьер-министр, говоря исключительно от себя, как от частного лица, а ни в коем случае не от лица Великобритании, произнес очень красивую, выстроенную по всем критериям ораторского искусства речь, где помимо прочего прозвучало словосочетание «железный занавес».

Если коротко, суть его речи заключалась в том, что он открыто сказал, как о само собой разумеющемся факте, о сформировавшемся к окончанию Второй мировой войны противостоянии бывших союзников по антигитлеровской коалиции: стран Запада и Советского Союза.

Его недолгая и простая речь, помимо краткого описания сложившегося к концу войны мирового устройства, содержала предсказание взаимоотношений стран Запада и восточного лагеря на долгих 40 лет. Помимо этого, именно в ней он заронил идею организации западного военного блока, позже названного НАТО, и наделил США особой миссией, как регулировщика и мирового восстановителя статуса кво.

Справедливости ради надо сказать, что до г-на Черчилля многими политическими деятелями поднималась тема противостояния между Западом и набравшим силу и мощь коммунистическим Востоком. Черчилль великолепно сформулировал и озвучил то, что готовилось и проговаривалось за много лет до 5 марта 1946 года.

«Власть чаще переходит из рук в руки, чем из головы в голову», - Станислав Ежи Лец.

А затем была жизнь стран и людей - целых поколений, - живших в этом противостоянии протяженностью в сорок с лишним лет. Противостоянии, напоминающем состояние женщины в климаксе: с приливами и отливами, с нервическими иррациональными припадками и апатичным мороком.

Основные этапы

1946-1953 – Сталин отказался выводить советские войска из Ирана, что позволило Уинстону Черчилю произнести ту речь, которую от него давно ждали – под кодовым названием «Мускулы мира» или «Железный занавес». Годом позднее президент США Гарри Трумэн заявил о предоставлении Греции и Турции военной и экономической помощи. Тогда же социалистические страны восточной Европы году по настоянию Сталина отказались от участия в плане Маршалла, т.е. от экономической помощи, предоставляемой США странам, пострадавшим от войны, но в обмен на исключение коммунистов из состава правительства. СССР несмотря на полный развал экономики ударными темпами развивал своей военно-промышленный комплекс, и к началу 50-х ему удалось достичь некоторого превосходства в авиастроении: военная авиация стала использовать реактивные истребители-перехватчики, что на некоторое время изменило ситуацию противостояния в пользу СССР. Наиболее острый период между двумя противоборствующими сторонами пришёлся на годы Корейской войны.

1953 – 1962 – с одной стороны – нагнетание вооруженного противостояния и угроза ядерной войны, антикоммуническое восстание в Венгрии, антисоветские события в Польше и ГДР, Суэцкий кризис, с другой – хрущевская оттепель несколько ослабила если не военное, то моральное противостояние противоборствующих сторон, что помогло в решении одной из самых взрывоопасных ситуаций тех лет – в Карибском кризисе. Личный телефонный разговор Хрущева и Кеннеди способствовал благополучному разрешению конфликта и, впоследствии, позволил подписать ряд соглашений по нераспространению ядерного оружия.

«В стране лилипутов разрешается смотреть на главу государства только через увеличительное стекло», - Станислав Ежи Лец.

1962-1979 – с одной стороны, новый изнуряющий для обеих сторон виток гонки вооружения способствовал развитию новых технологий, с другой подрывал экономику стран-соперниц. К концу 70-х, несмотря на очевидные успехи в космической отрасли, очевидным стал факт, что СССР с приверженностью плановой экономики проигрывает рыночной системе: по современному оснащению и боеспособности армии.

1979 – 1987 – ввод советских войск в Афганистан обострил перманентный конфликт. Страны НАТО установили военные базы в непосредственной близости от границ стран Варшавского договора, США разместили баллистические ракеты в странах Европы и в Англии.

1987 – 1991 – период застоя в Советском Союзе сменился Перестройкой. Пришедший к власти Михаил Горбачев произвел радикальные перемены и в своей стране и во внешней политике. При этом, внедряемые им спонтанные экономические реформы способствовали скорейшему развалу СССР, поскольку к середине его правления экономика оказалась окончательно разрушена.

«Когда народ не имеет голоса, это чувствуется даже при пении гимна», - Станислав Ежи Лец.

9 ноября 1989 – дата разрушения Берлинской стены, стала началом конца Холодной войны. Финала ждать долго не пришлось: воссоединение Германии в 1990 году ознаменовало победу Запада в многолетнем противостоянии. 26 декабря 1991 года СССР прекратил свое существование.

СССР потерпел поражение по всем фронтам: экономическом, идеологическом, политическом. Этому способствовали идеологическая и социокультурная стагнация, экономический упадок и научно-техническая деградация.

Совет 2: Что такое "Холодная война"

Полувековое противостояние Америки и СССР, именуемое «холодной войной», является важным этапом в формировании двусторонних отношений. Несколько десятилетий идеологическая борьба не давала найти компромисс двум сверхдержавам и привела к биполярности мира.
Вам понадобится
  • Компьютер с выходом в интернет, учебник истории.
Инструкция
1
5 марта 1946 года Черчилль произнес речь в Фултоне, которая положила начало великому противостоянию двух сверхдержав, длившемуся почти половину века. Черчилль предложил англосаксонским странам объединиться для борьбы с коммунизмом. США преследовали несколько целей, основными из которых стали экономическое и военное превосходство. Основой конфронтации являлись глубокие идеологические противоречия. Борьба социализма и капитализма.
2
Второй период «Холодной войны» длился с 1953 по 1962 год и характеризовался острым положением, связанным с ядерным конфликтом. Хрущевская «оттепель» немного растопила лед отношений СССР и Штатов, однако именно в это время происходили массовые антикоммунистические восстания во многих европейских странах. Международная напряженность увеличилась, когда в СССР произошли испытания баллистической ракеты. Именно удачные испытания положили конец ядерной угрозе, уравновесив военные возможности.
3
С 1962 года начался третий этап, который можно охарактеризовать, как гонку вооружения. Державы стремительно разрабатывали новые виды оружия. В том числе велись и совместные работы, в частности, в космической отрасли. К 80 годам СССР существенно уступал США по вооружению.
4
Следующий этап – это обострение отношений между странами, в результате ввода в Афганистан советских войск. Территория Европы становится полем для размещения США баллистических ракет. В это время были сорваны ряд переговоров. Система предупреждения о нападении находилась в боевой готовности.
5
Заключительный этап холодной войны пришелся на период прихода к власти Михаила Горбачева и «перестройку». Произошли не только серьезные изменения внутри страны, но и внешняя политика претерпела существенные изменения. И без того слабая экономика советского союза претерпела крах и больше не смогла участвовать в гонке вооружений. Глубочайший кризис, воцарившийся в начале 90-х в СССР, привел к тому, что центральная власть потеряла контроль над республиками, то и дело вспыхивали конфликты в разных частях страны, а в декабре 1991 года СССР распался. И в 1992 году заявление Президента об изменении целей ядерного оружия с США на незаселенные территории и подписанная декларация между США и Россией окончательно подтвердили окончание холодной войны.
Видео по теме
Источники:
  • Неизвестные американские архивные материалы
  • Мускулы мира
Поиск
Совет полезен?
Осталось символов: 500
к
Honor 6X Premium
новая премиальная версия
узнать больше