Совет 1: Правописание слов, начинающихся с пол-/полу-

Для того чтобы слова, начинающиеся с пол-/полу-, не вызывали у вас вопросы в правильности написания, достаточно выучить несколько несложных правил, согласно которым подобные слова пишутся слитно, раздельно либо через дефис.

Слитное написание

Чаще всего с приставки пол-/полу- начинаются имена существительные. Большинство из них имеют слитное написание, однако ошибки правописания в подобных случаях встречаются крайне часто даже среди тех, у кого по русскому языку в школе была твердая «пятерка».

Итак, следует просто запомнить несложные правила, регламентирующие слитное написание.

Слитно с приставками пол-/полу- пишутся слова, вторая часть которых начинается с согласной буквы. Для того чтобы лучше запомнить это правило, обратите внимание, что почти все такие слова – имена существительные в форме родительного падежа: полчетвертого, полтарелки, полмандарина, полкружки, полдня, полстоловой, полтарелки, полчаса, полсекунды, полминуты, полгода, полмесяца, полнедели, полмиллиона, полтысячи, полсотни, полвека, полтора (часа) и т.д. Примеры можно приводить бесконечно. Следует запомнить, что имена числительные (полтретьего, полвторого, полпервого, полчетвертого, полпятого, полшестого, полседьмого, полвосьмого, полдевятого и т.д.) всегда пишутся слитно с приставкой пол-.

Что касается приставки полу-, все слова с ней всегда пишутся исключительно слитно: полугодовой, полумесячный, получасовой, полугодие и т.д.

Раздельное написание

Раздельное написание слов, начинающихся с пол-, встречается реже, чем слитное, однако существует два правила, которые регламентируют именно такое правописание. Первое правило гласит, что, когда между пол- и словом стоит другая часть речи (имя прилагательное или местоимение), такие слова всегда пишутся раздельно. Например: пол твоего яблока, пол этого поля, пол интересной книги, пол стеклянной чашки, пол чайной ложки, пол столовой ложки. Второе правило говорит о правописании со словом половина, которое также является раздельным: половина третьего, половина яблока, половина абрикоса, пять с половиной сантиметров.

Написание через дефис

Для того чтобы знать, в каких случаях необходимо писать слова с пол- через дефис, необходимо запомнить три случая.

Первый случай – когда слово начинается с гласной: пол-абрикоса, пол-овала, пол-ириски, пол-аршина, пол-обеда, пол-елки, пол-ежевики и т.д.

Второй случай – когда пол- предшествует имени собственному, например, названию города: пол-Москвы, пол-Калининграда, пол-Мурманска, пол-Байкала и т.д.

Третий случай – когда пол- предшествует слову, начинающемуся с буквы «л»: пол-литра, пол-ложки, пол-лимона, пол-лампы.

Совет 2: Что такое имя прилагательное

Знакомство с самостоятельной частью речи, именем прилагательным, у школьников происходит еще в начальных классах. Они учатся находить прилагательное в тексте, отличать его от других частей речи. В средних и старших классах учащиеся знакомятся с разрядами имен прилагательных и со степенями сравнения.
Самое главное отличие прилагательных от других частей речи - это его значение. Имя прилагательное обозначает признак (свойство) предмета и отвечает на вопросы: "Какой?", "Какая?", "Какое?", "Какие?", "Чей?", "Чья?", "Чье?", "Чьи?". Эта часть речи поясняет имена существительные и изменяется так же, как оно, по падежам, числам и родам (в единственном числе). Так в предложении "Сегодня хмурый, ветреный день" два прилагательных "хмурый" и "ветреный". Они отвечают на вопрос "Какой?" и поясняют имя существительное "день". Кроме того, они употребляются также как существительное, в форме именительного падежа, единственного числа, мужского рода.Однако стоит отличать имя прилагательное от местоимения, числительного (порядкового) и причастия, которые так же отвечают на вопросы "Какой?", "Какая?", "Какое?", "Какие?". Это можно сделать, если сравнить значения данных частей речи. Например, порядковые числительные обозначают порядок предметов при счете, в отличие от прилагательного, которое обозначает признак предмета; а местоимение только указывает на признак, но не называет его; причастие же обозначает признак, но по действию.Имя прилагательное может иметь полную форму и краткую. Так если прилагательное отвечает на вопросы "Какой?", "Какая?", "Какое?", "Какие?", то это полная форма. Такие прилагательные в предложении являются чаще всего определением, реже - частью составного именного сказуемого или подлежащим. Прилагательные в краткой форме отвечают на вопросы "Каков?", "Какова?", "Каково?", "Каковы?". Они не изменяются по падежам, в отличие от прилагательных в полной форме, а в предложении являются сказуемыми.Имена прилагательные могут образовывать сравнительную или превосходную степени сравнения. Причем в каждой степени сравнения имеется простая и составная формы. Например, простая форма сравнительной степени образуется при помощи суффиксов "ей", "ее" (умнее), а составная - путем сложения слова "более" и прилагательного в начальной форме (более умный). Превосходную степень можно образовать, присоединив суффиксы "ейш" или "айш" к основе начальной формы, (умнейший), а составную - путем употребления слов "самый" или "всех" с прилагательным (самый умный, умнее всех).Имена прилагательные могут быть качественными, относительными или притяжательными. Разряд можно определить, поставив вопрос, определив значение слова, а также попытавшись образовать степень сравнения. Так качественные имена прилагательные (добрый, умный и т.д.) отвечают на вопрос "Какой?", "Какая?", "Какое?", "Какие?", могут иметь степени сравнения, обозначают такой признак, который может проявляться в большей или меньшей степени. Они образуют краткую форму и сочетаются со словом "очень". А вот притяжательные прилагательные (лисий, мамин и т.д.) отвечают на вопрос "Чей?", "Чья?", "Чье?", "Чьи?", обозначают принадлежность предмета и не могут образовывать краткую форму или степени сравнения.
Поиск
Совет полезен?
Осталось символов: 500