Совет 1: Какие группы витаминов бывают

Слово «витамин» происходит от латинского vita, что значит «жизнь». Так называют некоторые органические соединения, которые поступают в организм с пищей в очень малых количествах. Но если их не будет, организм обречен на болезни.
Витамины – термин собирательный. Эти вещества разнообразны и по своей химической природе, и по той роли, которую они играют в обмене веществ. В зависимости от указанных признаков их разделяют на группы.

Группы витаминов

Витамины подразделяются на три группы: водорастворимые, липидорастворимые (жирорастворимые) и витаминоподобные соединения.
К первой группе принадлежат витамины B1, B2, B5, B6, B12, Bc, P, PP, C и H. Группа жирорастворимых витаминов включает в себя витамины A, K, K1, K2, E, D2, D3 и А. К витаминоподобным веществам относятся урацилкарбоновая кислота (B13) и пангамит кальция (B15).

У каждого из этих веществ – своя роль в организме и свои источники. В частности, витамин А регулирует синтез белков и пигмента сетчатки, формирует костную ткань. Содержится он в яичных желтках, молочных продуктах, говяжьей печени, рыбьем жире, а также в некоторых растениях – моркови, брокколи, сладком перце, тыкве, черешне).

Витамины группы B, которые организм получает из мяса, хлеба из муки грубого помола, риса, овсянки, петрушки, способствуют росту, участвуют в кроветворении. Витамины группы К регулируют свёртываемость крови, получить их можно из цветной капусты, шпината, овса, сои, зеленого чая и плодов шиповника.

Нарушения поступления витаминов

Недостаток того или иного витамина называется гиповитаминозом, а полное его отсутствие – авитаминозом. Но большое количество витаминов – это не всегда благо. Избыток какого-либо витамина, именуемый гипервитаминозом, тоже является патологией.

Недостаток витамина А может привести к помутнению роговицы, бессоннице, эрозии шейки матки, замедлению роста у детей, сухости кожи, преждевременному появлению морщин. Избыток его приводит к увеличению селезенки и печени, выпадению волос, утолщению костей и боли в суставах.

При недостатке витаминов группы В наблюдается ухудшение памяти и координации движений, повышенная утомляемость, снижение аппетита, гипертония, а при избытке – склонность к аллергии и нарушение работы почек.

Витамин С в больших дозах вызывает раздражение слизистой оболочки желудка, негативно влияет на зубную эмаль. Особенно опасен избыток этого витамина при сахарном диабете и тромбофлебите. При недостатке его кровоточат десны, плохо заживают раны, человек становится вялым и раздражительным. Особенно необходим этот витамин людям, вынужденным регулярно находиться в прокуренных помещениях.

Любой витамин необходим организму в определенной дозе, поэтому не следует принимать витамины в таблетках, не посоветовавшись с врачом.

Совет 2: Как обеспечит себя всеми витаминами

Чтобы обеспечить себя всеми витаминами, нужно рационально и сбалансированно питаться. А в период заболеваний и приема лекарственных средств пить витаминно-минеральный комплекс.
Инструкция
1
Чтобы быть здоровым, энергичным и полным жизненных сил, необходимо обеспечить свой организм всеми необходимыми полезными веществами и микроэлементами. Одни витамины организм синтезирует сам, а другие способен получать только с пищей. Как обеспечить свой организм всеми витаминами?
2
Чтобы обеспечить себя витаминами группы К необходимо регулярно употреблять в пищу шпинат, брюссельскую, цветную и белокочанную капусту, киви, бананы, пшеничные отруби, молочные продукты, яйца и оливковое масло. Эти витамины синтезируются микрофлорой кишечника и при нормальном ее состоянии способны полностью покрыть потребности вашего организма. Однако если вы страдаете каким-либо расстройством желудочно-кишечного тракта или принимаете лекарственные препараты, этого витамина будет вырабатываться у вас недостаточно и вам придется искать другие способы получения его из вне.
3
Ниацин и витамин РР также синтезируются микрофлорой кишечника, но при условии, что ваш рацион будет богат витаминами В6, В2 и триптофаном. Если вам будет недоставать этих витаминов, получаемых преимущественно из печени, кедровых орехов, миндаля, сыра, мяса, яиц, бобовых, гречки и зеленых овощей, то стоит подумать о приеме лекарственного комплекса, обогащенного витамином РР и ниацином.
4
За синтез витамина D также отвечает наш организм. Этот жирорастворимое вещество образуется в коже под действием ультрафиолетовых лучей. Если вы мало бываете на свежем воздухе, то можете столкнуться с деминерализацией костей, хрящей и зубов. Этот витамин поддерживает и оптимальный баланс кальция и фосфатов в крови, поэтому для обеспечения себя витамином D нужно как можно чаще включать в свой рацион сливочное масло, сыр и другие молочные продукты, а также яйца, икру, рыбий жир, зелень, грибы и семечки.
5
В небольших количествах наш организм производит витамины В1, В4, В5, В6, В7, В9 и В12. Поэтому, питаясь полноценно и сбалансированно, вы можете особо не беспокоиться об их дефиците в организме, чего не скажешь о витаминах А, Е и С. Их наш организм не вырабатывает совсем и получить вы их можете только с пищей. Однако здесь есть свои сложности. Если с восполнением недостатка витамина С особых проблем не возникнет – достаточно всего лишь съесть в сутки 150 г апельсин и 300 г абрикос, то с витамином Е все не так просто, ведь чтобы набрать суточную потребность нужно съесть 5 кг апельсин. Конечно, можно попробовать «добрать» этот витамин из других продуктов, но не факт, что вы таким образом покроете суточную потребность организма.
6
Поэтому в зимний период времени, когда ваш рацион беден фруктами и овощами, а также в период заболеваний и приема лекарственных препаратов необходимо принимать витаминно-минеральные комплексы, способные восполнить недостаток конкретных, нужных только вашему организму, витаминов и улучшить работу всех органов и систем.

Совет 3: Какие витамины нужны организму - подскажет кожа

Авитаминоз - заболевание сезонное. Его появление в зимний и весенний период обусловлено малым содержанием в рационе свежих овощей и фруктов и растратой накопленных в организме за лето и осень витаминов. Проявления авитаминоза на коже бывают разные. Это зависит от того, какого именно витамина в организме недостаточно.

Недостаток витамина А.
Ретинол отвечает не только за остроту зрения, но и за состояние кожи и слизистых. При пониженном его содержании в уголках губ появляются мелкие трещинки-заеды. Кожа в области носогубного треугольника шелушится и чешется. Особенно это бывает выражено при ветреной и сырой погоде.

Недостаток витаминов группы В.
Эта группа включает в себя три компонента: В1, В6, В12. При нормальном количестве каждого из них в организме, процессы старения и увядания кожи замедляются. Недостаток данных витаминов приводит к раннему и чрезмерному образованию морщин на лице, снижению тонуса и эластичности кожи. Волосы также отреагируют на гиповитаминоз В потерей здорового вида.

Недостаток витамина РР.
При избыточном образовании на коже кистей пигментных пятен можно заподозрить низкое содержание именно этого витамина. Нередко причиной дисгидротической экземы, которая не поддается лечению даже гормональными препаратами, бывает гиповитаминоз РР.

Недостаток витамина С.
Этот компонент является мощнейшим антиоксидантом. Его низкое содержание не может препятствовать негативному воздействию факторов окружающей среды - ультрафиолетовому излучению, окислению свободных радикалов в коже. Потому процессы старения клеток идут более интенсивно. Теряется упругость кожи, она становится вялой и тусклой. На участках постоянного давления или трения возникают мелкие кровоизлияния. Это говорит о том, что без достаточного количества витамина С стенки сосудов становятся ломкими.

Недостаток витамина Н.
При гиповитаминозе Н возникает светобоязнь. Кожа реагирует на солнечные лучи появлением покраснений и зуда. Иногда такие симптомы путают с аллергией на какие-либо продукты или лекарства.

Недостаток витамина Е.
Витамин молодости, как его иногда называют, отвечает за тонус, подтянутость, эластичность кожных покров. Очень часто его недостаток сопровождается недостатком витамина А. Гиповитаминоз Е будет проявляться вялой и обвисшей кожей, морщинами вокруг глаз и появлением угревой сыпи.

Чтобы кожа выглядела здоровой и привлекательной круглый год, необходимо постоянно восполнять запас витаминов в организме.

Какие витамины необходимы для кожи?
Связанная статья
Какие витамины необходимы для кожи?
Источники:
  • Какие витамины нужны организму? Подскажет кожа!
Видео по теме
Источники:
  • Энциклопедия витаминов
Поиск
Совет полезен?
Осталось символов: 500