Фатализм, безусловно, мировоззрение, оно предполагает уверенность человека в неизбежности событий, веру в то, что судьба изначально предопределена, и все происходящее является лишь проявлением изначально заложенных свойств, пространства, в котором человек существует.

Фатализм это и философский взгляд, который по способу толкования объективной реальности можно относить к научному и даже религиозному.


Фатум как определение бытия



Все проявления фатализма соотносятся с системой самоопределения человека. Иногда под фатализмом подразумевается бытовой пессимизм, неуверенность человека в благополучном исходе событий, мрачный настрой. Но все же основным является его философское понимание, зародившееся еще во времена античности. В нем фатум является коллективно творимым, но в то же время уже завершенным в будущем процессом, где каждый отдельный человек является лишь винтиком механизма судьбы. Фатализм предполагает, что фатум отдельного существа является лишь частью единой системы.

Будущее в прошлом


Человека, верящего в неотвратимость судьбы, называют фаталистом. Такой человек уверен, что все события изначально предопределены и неизбежны. Такое мировоззрение определяет отношение человека к вопросам его развития и отношения к жизни, определению смысла его бытия. Фаталисты имеют свое собственное представление о течении времени, это особое восприятие, которое позволяет им одновременно представлять настоящее, будущее и прошлое, но не как неделимое течение, а отдельно друг от друга. И отношение фаталиста к этим отрезкам будет различным.

Прошлое для фаталистов – это уже завершенный этап, опыт, который можно лишь анализировать, он остается лишь в памяти и никак не влияет на настоящее. Будущее же для фаталиста практически равноценно настоящему, так как в силу своих убеждений он считает, что оно изначально заложено в мироздание, а, следовательно, существует заранее. Но при этом будущее скрыто от понимания человека, человек не может влиять на будущее, кроме элемента предвидения никакое взаимодействие не возможно, такова позиция фаталиста. Настоящее же фаталист может расценивать по-разному, возможно, посчитает поддающемуся воздействию, но все же в определенных рамках, но вероятнее всего, будет относиться с сущему как к неизменимому, воспринимаемому исключительно умом, процессу созерцания.

В современном обществе взгляды фаталистов остаются непризнанными, всерьез расценивать их не берутся. В основном это происходит из-за веры в спонтанность процессов, в то, что возможности научного поиска безграничны.