Совет 1: Что такое мастит

Маститом называется воспалительное заболевание молочной железы, которое обычно развивается у женщин в послеродовой период, а также у новорожденных и девочек в период полового созревания. Мастит необходимо своевременно лечить, так как потеря времени может обернуться тяжелыми последствиями.

Признаки мастита

Состояние лактационного, или послеродового, мастита характеризуется сильными распирающими болями в молочной железе, покраснением и увеличением страдающей груди, дискомфортом при кормлении, повышением температуры тела, общим недомоганием. Начинается мастит чаще всего на второй неделе после родов. Основным возбудителем является золотистый стафилококк, проникающий через трещины сосков или через кровь при хронических очагах инфекции.

Как правило, заболеванию всегда предшествуют явления лактостаза, то есть, застоя молока. Лактостаз образуется при неполном сцеживании молока, редких кормлениях. Наличие молока в железах наряду с ослаблением организма после родов является благоприятным фактором для развития бактерий. Имеет значение также несоблюдение кормящей правил гигиены кормления.

В зависимости от тяжести мастит может быть серозным, инфильтративным и гнойным. При отсутствии лечения серозная форма может быстро перейти в более тяжелую. Нелактационный мастит встречается довольно редко и развивается вследствие гормональных расстройств или травм молочной железы.

Лечение мастита

Ранняя диагностика и лечение позволяют предотвратить развитие гнойных осложнений. Нельзя заниматься самолечением, только специалист может назначить всю необходимую терапию. Лечение должно быть комплексным, применяются жаропонижающие, антибактериальные, иммуностимулирующие препараты. Могут быть показаны средства, временно тормозящие приход молока, часто используется физиотерапевтическое лечение. Рекомендуется сцеживание молока каждые 3 часа, так как его застой способствует размножению бактерий. Иногда, для устранения боли, применяют местные анестезирующие средства. Гнойные формы мастита лечат только хирургическим путем.

Вопрос о кормлении грудью во время лечения решается индивидуально, это зависит от стадии мастита. При запущенных гнойных формах кормление рекомендуется прекратить.

Основные принципы профилактики мастита

Еще до беременности женщине необходимо залечить все очаги хронических инфекций, начать прием поливитаминов, вести здоровый образ жизни. Очень важен настрой на естественное вскармливание. Необходимо готовить молочные железы во время беременности. Если у беременной были операции на молочных железах, желательно консультация с маммологом. Если соски втянутые или плоские, показан массаж и легкое вытяжение.

Огромное значение для нормальной лактации имеет как можно раннее прикладывание к груди. Очень важно, чтобы ребенок при кормлении захватывал сосок с околососковым кружком - это предохраняет соски от трещин. В послеродовом периоде необходимо обмывать молочные железы до и после кормления, обрабатывать их специальными кремами для смягчения. В целях профилактики лактостаза нужно кормить ребенка по требованию, не выдерживая строго графика. В каждое кормление нужно давать ребенку обе груди. Необходимо не забывать о полноценном питании кормящей женщины, прогулках на свежем воздухе и спокойной обстановке в доме.

Совет 2: Как выглядит мастит

Мастит является бактериальной инфекцией груди, чаще всего поражающей женщин в период кормления. Он развивается после проникновения в ранку или трещинку на соске болезнетворных микроорганизмов, однако маститом могут болеть и женщины со здоровыми сосками. Внешне мастит напоминает некоторые другие заболевания груди, поэтому нужно уметь визуально отличить его от них.
Инструкция
1
Часто мастит путают с лактостазом (застоем молока в протоках), в результате чего женщине могут назначить неправильное лечение, в котором отсутствуют антибиотики, иногда требующиеся при осложненном мастите. Отличить эти два состояния можно по нескольким факторам: при застое кожа над пораженным протоком красная, а сам проток отечный и болезненный. При мастите краснота гораздо более выражена, а боль и лихорадка намного сильнее и интенсивнее.
2
Если болезненное уплотнение в тканях груди не наблюдается, но у пациентки при этом все равно отмечается лихорадочное состояние, а кожа в области молочных желез становится красной и горячей, женщине могут диагностировать воспаление лимфоузлов (лимфангит). Это заболевание редко требует лечения антибиотиками – впрочем, как и неосложненный мастит, к которому обычно приводит недостаточное опорожнение молочной груди, неправильное прикладывание ребенка и другие несоблюдения правил грамотного грудного вскармливания.
3
Если мастит уже начался, кормление все равно нельзя прекращать – ребенок должен отсасывать молоко, чтобы протоки полностью очищались от его излишков. При этом можно сжимать грудь в больной области, выжимая застой из протока, а также согревать ее с помощью умеренно горячей воды, налитой в грелку или бутылку. Очень важно при этом качественно отдыхать – если ребенок часто плачет, можно взять его к себе в кровать и давать грудь по первому требованию, чтобы не бегать к кроватке каждые пять минут.
4
Обычно после раскупорки молочного протока из соска выжимается субстанция, напоминающая по консистенции зубную пасту, в результате чего ребенок сможет высосать излишек молока, а боль в соске начнет спадать по мере опустошения груди. Если закупорка протока не проходит за традиционные для мастита 48 часов, желательно обратиться в больницу и пройти курс физиотерапии с помощью ультразвука. Отсутствующий результат после нескольких таких процедур требует отмены физиотерапии и использования других методов, включая ежедневный прием одной капсулы лецитина от 3 до 4 раз в сутки.
Обратите внимание
Если в груди отсутствует соответствующее уплотнение, диагностика мастита у женщина является ошибкой.
Совет полезен?
Если на вершине соска есть маленький пузырек, венчающий закупоренный проток, его можно осторожно проколоть стерильной иглой, прокаленной на огне.
Видео по теме
Источники:
  • Что такое мастит
Поиск
Совет полезен?
Осталось символов: 500