Совет 1: Как написать психологическую характеристику на ребенка

Психологическая характеристика позволяет определить черты характера, мотивы поведения, психологические особенности детей и многое другое. Как же написать характеристику на ребенка?
Инструкция
1
Составьте список основных психологических особенностей ребенка. Напишите, каково его обычное настроение, меняется ли оно и по каким причинам. Отличается ли ребенок мобильностью, коммуникабельностью, чувствует ли себя одинаково свободно в обществе сверстников и взрослых? Характеризуется ли его поведение уравновешенностью, сдержанностью, вежлив ли он в общении, способен ли решать проблемы на словах, не ввязываясь в скандалы и драки.
2
Опишите учебную деятельность ребенка. Укажите срок обучения в школе, уровень знаний, их системность и прочность. Начертите линию успеваемости, выясните, в чем могут заключаться причины ее неравномерности.
3
Напишите, осознает ли школьник свои обязанности, имеет ли интерес к учебе (к каким именно предметам), как оценивают его учебную деятельность педагоги, какова самооценка ребенка, в чем состоит его мотивация. Укажите особенности процессов памяти, мышления, восприятия, речи ребенка, степень сформированности умения учиться, строить свою работу, контролировать себя. Раскройте детали о трудовой деятельности ребенка. Участвует ли он в различных видах общественно полезных мероприятий, отличается ли трудолюбием, насколько быстро меняются его интересы.
4
Приступите к написанию общей характеристики. Здесь нужно указать, какова дисциплинированность ребенка, его реакция на замечания взрослых, эмоциональная уязвимость, какое место в классном коллективе он занимает (формальное или неформальное лидерство, позиция «подчиненного» и др.), инициативность, сотрудничество в групповой работе.
5
Напишите рекомендации для учителей, которые в дальнейшем будут работать с ребенком. Поясните, на что нужно обратить внимание в первую очередь, какие методики воспитания и обучения подходят для него.

Совет 2: Как составить психологическую характеристику коллектива

Составляя характеристику коллектива, опирайтесь на психологические стороны и особенности взаимодействия в нем. Вам нужно проанализировать психологический климат и индивидуальные качества всех его членов. Составление характеристики позволяет увидеть уровень развития коллектива, конфликтности, и его потенциал.
Вам понадобится
  • Данные исследований психологического климата в группе,
  • данные изучения направленности личности и ценностных ориентаций сотрудников,
  • данные наблюдений
Инструкция
1
Климат в коллективеОпишите психологическую атмосферу, опираясь на субъективные данные его членов, данные наблюдений или тестов. Ответьте на вопрос, насколько удовлетворены члены коллектива своим положением в организации? Насколько все члены подходят друг другу, совместимы в работе? Нет ли конфликтных и чрезмерно эгоцентричных людей, которые вносят разлад в весь коллектив. Опишите, насколько сознательно коллеги следуют законам в группе, подчиняются установленным порядкам.
2
Сплоченность коллектива К какому типу вы отнесете свой коллектив - к сплоченному, слабосплоченному, или разобщенному (конфликтному)? Проанализируйте, насколько участники проявляют согласие по важным вопросам жизнедеятельности (единомыслие), каково качество общения между ними, уровень самооценки и уверенности каждого, насколько сильно взаимное притяжение между коллегами и стремление защитить и сохранить коллектив. Сплоченность порождается потребностью в получении поддержки и помощи, взаимными эмоциональными симпатиями и зависит от размера группы, социальной однородности, наличия стабильности или опасности извне, достигнутых группой успехов. Укажите, на почве чего случаются разногласия. В сплоченном коллективе они обычно касаются средств достижения целей, а в разобщенном (конфликтном) - разные мнения возникают по любым вопросам. В этом же пункте укажите уровень организованности сотрудников, наличия лидеров, берущих на себя ответственность в нестандартных ситуациях. Отметьте, какова текучесть кадров, и уровень трудовой активности. Отметьте существование группировок, если они есть.
3
Психологическая совместимость людей Опишите, насколько у каждого работника имеются возможности реализовать собственные способности в своем виде деятельности, насколько близки или нет моральные ценности сотрудников. С помощью тестов проверьте ценностные ориентации каждого сотрудника и проанализируйте данные. Важным является вопрос, насколько рационально распределяются функции среди коллег, возможна ли зависть или успех за счет других сотрудников, т.е. - низкие моральные качества. Каковы основные мотивы деятельности в коллективе и насколько они совпадают?
4
Психологическое давлениеОпределите уровень психологического давления коллектива на своих членов - он зависит от результатов предыдущих пунктов. Психологическое давление может быть слабым на начальных стадиях развития группы, когда она не сформирована, а ее члены не притерлись или не могут притереться друг к другу. И наоборот, коллектив может быть мощным рычагом воздействия на каждого своего участника. Как сильно у вас влияние мнения сотрудников на отдельных членов?
Источники:
  • Основы менеджмента. Психологические характеристики трудового коллектива.
Видео по теме
Поиск
Совет полезен?
Осталось символов: 500