Совет 1: Какие произведения русских писателей легли в основу известных опер

Как правило, в основу либретто для опер и балетов ложатся литературные произведения. Яркость характеров, волнующий сюжет вдохновляют композиторов на создание музыки, которая иногда становится более популярной, чем литературный источник.

А.С. Пушкин в музыке

Пожалуй, произведения Александра Сергеевича чаще всего привлекали внимание русских композиторов. Роман в стихах «Евгений Онегин» вдохновил гениального композитора П.И. Чайковского на создание одноименной оперы. Либретто, которое лишь в общих чертах напоминает первоисточник, написал Константин Шиловский. От романа осталась только любовная линия 2 пар – Ленского и Ольги, Онегина и Татьяны. Душевные метания Онегина, из-за которых он попал в перечень «лишних людей», исключены из сюжета. Опера впервые была поставлена в 1879 году и с тех пор включена в репертуар практически каждого российского оперного театра.

Нельзя не вспомнить о повести «Пиковая дама» и об опере, созданной П.И. Чайковским по ее мотивам в 1890 г. Либретто было написано братом композитора, М.И.Чайковским. Петр Ильич лично написал слова для арий Елецкого во II акте и Лизы в III.
Повесть «Пиковая дама» была переведена на французский язык Проспером Мериме и стала основой оперы, написанной композитором Ф.Галеви.

Драма Пушкина «Борис Годунов» легла в основу великой оперы, написанной Модестом Петровичем Мусоргским в 1869 г. Премьера спектакля состоялась из-за препонов цензуры лишь 5 лет спустя. Горячий восторг публики не помог – оперу несколько раз снимали с репертуара по цензурным соображениям. Очевидно, гений обоих авторов слишком ярко высветил проблему отношения самодержца и народа, а также цену, которую приходится платить за власть.

Вот еще несколько произведений А.С. Пушкина, ставших литературной основой опер: «Золотой петушок», «Сказка о царе Салтане» (Н.А. Римский-Корсаков), «Мазепа» (П.И. Чайковский), «Русалочка» (А.С. Даргомыжский), «Руслан и Людмила» (М.И. Глинка), «Дубровский» (Э.Ф. Направник).

М.Ю. Лермонтов в музыке

На основе поэмы Лермонтова «Демон» известный литературовед и исследователь его творчества П.А. Висковатов написал либретто для оперы знаменитого композитора А.Г. Рубинштейна. Опера была написана в 1871 г. и поставлена в Мариинском театре Санкт-Петербурга в 1875 г.

А.Г. Рубинштейн написал музыку еще к одному произведению Лермонтова: «Песня про купца Калашникова». Опера под названием «Купец Калашников» была поставлена в 1880 г. В Мариинском театре. Автором либретто стал Н.Куликов.
Драма Михаила Юрьевича «Маскарад» стала основой либретто балета «Маскарад» А.И. Хачатуряна.

Другие русские писатели в музыке

Драма «Царская невеста» известного русского поэта Л.А. Мея легла в основу оперы Римского-Корсакова, написанной в конце XIX века. Действие происходит при дворе Ивана Грозного и носит ярко выраженные черты той эпохи.

Теме царского произвола и бесправия подданных, борьбе вольного города Пскова против завоевания Иваном Грозным посвящена и опера Римского-Корсакова «Псковитянка», либретто для которой композитор написал сам по драме Л.А. Мея.

Римский-Корсаков также написал музыку для оперы «Снегурочка» по сказке великого русского драматурга А.Н. Островского.

Опера по мотивам сказки Н.В. Гоголя «Майская ночь» написана Римским-Корсаковым на основе собственного либретто композитора. Другое произведение великого писателя, «Ночь перед Рождеством», стало литературной основой оперы П.И. Чайковского «Черевички».

В 1930 г. советский композитор Д.Д. Шостакович написал оперу «Катерина Измайлова» по мотивам повести Н.С. Лескова «Леди Макбет Мценского уезда». Новаторская музыка Шостаковича вызвала шквал резкой политически мотивированной критики. Опера была снята с репертуара и восстановлена только в 1962 г.

Совет 2: Какие произведения писал Пушкин

Александр Сергеевич Пушкин, пожалуй, навсегда сохранит за собой репутацию величайшего поэта за всю историю русской литературы. Способствовал этому, конечно же, особенный талант писателя, жившего с 1799 по 1837 годы и, к сожалению, рано погибшего на трагической дуэли. Так какие произведения входят в литературное наследие Пушкина?
Инструкция
1
Перу Александра Сергеевича принадлежат 14 поэм. Это «Руслан и Людмила», которую Пушкин писал на протяжении трех лет с 1817 по 1820 годы; «Кавказский пленник» и «Гаврилиада», дописанные в 1821-ом; «Вадим» и «Братья разбойники», написание которых Пушкин завершил к 1822 году; «Бахчисарайский фонтан» (1823-ий); «Цыганы» (1824 год); «Граф Нулин» (1825-ый); «Полтава» (1829 год); «Тазит» и «Домик в Коломне», дописанные к 1830 году; «Езерский» (1832 год); «Анджело» и «Медный всадник», написание которых завершилось к 1833 году.
2
Величайшим произведение Александра Сергеевича является и знаменитый роман в стихах «Евгений Онегин», который Пушкин писал на протяжении девяти лет – с 1823 по 1832 годы.
3
К драматическому жанру относятся следующие работы великого русского поэта – «Борис Годунов» (1825 год); «Скупой рыцарь», «Моцарт и Сальери», «Пир во время чумы», а также «Каменный гость», написанные в 1830 году; «Русалка» (написание длилось три года – с 1829 по 1832 годы).
4
Оставил Пушкин и огромный перечень прекрасных стихов, общее количество которых литературоведы условно делят на два период – с 1813 по 1825 и с 1826 по 1836 годы. Самыми известными из первой группы являются следующие – «Казак», «Блаженство», «К Батюшкову», «Воспоминания о царском селе», «Мечтатель», «Роза», «Гроб Анакреона», «Разлука», «Истина», «Певец», «Пробуждение» и другие. А из второй – «Соловей и роза», «Акрион», «Ангел», «Поэт», «Послание Дельвигу», «Талисман».
5
Много творил Александр Сергеевич и в прозе: «Арап Петра Великого» 1827 года; небольшой «Роман в письмах» (1829-ый); блок «Повестей покойного Ивана Петровича Белкина» 1830 года, в который входят «Выстрел», «Метель», «Гробовщик», «Станционный смотритель» и «Барышня-крестьянка»; очень впечатляет «История села Горюхина» (1830-ый); «Рославлев» (1831 год); «Дубровский» (1833-ий); «Пиковая дама» и «История Пугачева» 1834 года; «Египетские ночи» и «Путешествие в Арзрум во время похода 1829 года» (1835-ый) и «Капитанская дочка» 1836 года.
6
Любимы и популярны среди россиян следующие сказки, написанные Пушкиным – «Жених» 1825 года; «Сказка о попе и работнике его Балде» (1830-ый); в 1831 году были завершены еще две – «Сказка о медвдеихе» и «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне лебеди»; 1833-ым годом датируется завершение еще двух произведений – «Сказка о рыбаке и рыбке» и «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», а в 1834-ом Пушкин закончил написание «Сказки о золотом петушке».

Совет 3: Сколько опер создано по повести Гоголя «Тарас Бульба»

Повесть Николая Гоголя «Тарас Бульба» вдохновляла многих отечественных и зарубежных композиторов. В общей сложности по ее мотивам было создано более 10 музыкальных произведений. Не все из них были удачными, а некоторые так и не были поставлены на сцене.

Первые оперы по мотивам "Тараса Бульбы"

Первую оперу по мотивам повести Гоголя создал композитор Николай Яковлевич Афанасьев около 1860 года. Николай Афанасьев был автором многих успешных опер, таких как «Баядерка», «Иосиф», «Роберт-дьявол», но его «Тарас Бульба» к лучшей части наследия автора не относится – опера ни разу не была поставлена.

«Тарас Бульба» русского композитора Кашперова была впервые поставлена в 1887 году на сцене Большого театра. Опера имела успех, но классикой так и не стала: сейчас её нет в репертуарах ведущих театров мира.
Музыкальные произведения на основе «Тараса Бульбы» создавали также Кюнер (для Мариинского театра»), аргентинский композитор Артуро Берутти, русский автор Траилин и француз Руссо.

На сюжет «Тараса Бульбы» создана масштабная опера Сокальского «Осада Дубно». Композитор начал работу над ней в 1876 году, а закончил в 1884. По мнению критиков, произведение не было выдержано в нужном стиле, композитору не хватило опыта и знаний, хотя в опере чувствуется его врожденный талант.
Целиком «Тарас Бульба» Сокальского нигде не ставилась.

Опера "Тарас Бульба" Лысенко

Украинский композитор Николай Лысенко стал автором самой известной оперы на основе повести Гоголя. Свое произведение Лысенко создавал в течение 10 лет, с 1880 по 1890 год, но первые постановки увидели свет лишь в 20-х годах XX века. Композитор не успел полностью завершить свою версию «Тараса Бульбы», которая осталась неоркестрованной.

Первую редакцию оперы сделал Штейнберг, но он лишь дополнил оригинальную версию оркестровкой. Значительно обогатила произведение редакция Ревуцкого, Лятошинского и Рыльского. Они переработали увертюру, и написали несколько новых сцен, в том числе финал оперы – сожжение Тараса. Кроме того, был несколько переработан сюжет: его фокус сместился с трагедии Андрия на общую картину исторических событий и личность Тараса. «Тарас Бульба» Лысенко считается одним из ярчайших произведений украинской оперы, вершиной ее развития. В ней сочетается наследие Глинки, Мусоргского и других великих русских композиторов с народными украинскими мотивами

Современная музыкальная постановка на основе "Тараса Бульба"

В 2002 году в Полтавском академическом украинском музыкально-драматическом театре им. Н. В. Гоголя публике было представлено музыкальное произведение «Тарас Бульба» украинского композитора Алексея Коломийцева. Его жанр обозначен как «лайт-опера»: произведение не перегружено сложными ансамблями и его форма доступна пониманию простых зрителей.

Совет 4: Как перевести оперу на русский язык

При копировании дистрибутива браузера с официального сайта иногда возникает ошибка, при которой происходит скачивание английской версии. Если копируемый установочный файл включает в себя поддержку международных языков, браузер можно локализовать (установить русификацию).
Вам понадобится
  • Программное обеспечение Opera.
Инструкция
1
Если по каким-либо причинам вы скачали браузер с англоязычным интерфейсом, можно изменить его настройки или попробовать скачать этот же дистрибутив через другой браузер. Последний вариант отлично подойдет тем, у кого имеется высокоскоростное соединение. Перейдите по следующей ссылке http://www.opera.com, выберите раздел «Opera для PC» и нажмите кнопку «Загрузить версию...».
2
Если вы не желаете плодить большое количество установочных файлов на своем компьютере, воспользуйтесь изменением текущих настроек запущенного приложения. В главном окне нажмите верхнее меню «Инструменты» либо нажмите кнопку с изображением буквы «О». Затем выберите пункт «Общие настройки» из раскрывающегося списка.
3
Перед вами появится вкладка «Основные». Перейдите к блоку «Выберите языковые предпочтения...». Откройте список, выберите строку «Русский» и нажмите кнопку «ОК» для сохранения внесенных изменений.
4
Для более старых версий, которые уже нельзя заново скачать с официального сайта, необходимо скопировать из сети дополнительный языковой пакет по следующей ссылке http://www.opera.com/download/languagefiles.
5
Если вы обновляли браузер и прежняя версия была локализованной, тогда задача немного упрощается. Скорее всего, файлы более старой версии отлично приживутся в новом продукте. Откройте «Проводник Windows» и перейдите по следующему пути: C:Program FilesOperalocale. Скопируйте папку с названием ru и вставьте ее в аналогичном каталоге уже новой версии.
6
Запустите «свежий браузер» и нажмите сочетание клавиш Ctrl + F12. В открывшемся окне настроек нажмите кнопку Details, которая находится напротив выпадающего списка Language. В появившемся окне укажите путь до папки с русификацией и нажмите кнопку «ОК».
Видео по теме
Поиск
Совет полезен?
Осталось символов: 500