Совет 1: Как зимуют дятлы

Пожалуй, многим с детских лет знакома приметная и шумная лесная птичка в красной шапочке на голове. Конечно, речь идет о дятлах. Они слышны с весны до поздней осени, но зимой увидеть птицу не просто, стук разносится по лесу, но самого лесного санитара обычно не видно. Зимуют дятлы в дуплах, которые делают себе сами весьма замысловатым способом, впрочем, часть птиц улетает на юг.
Инструкция
1
Несмотря на то что о дятле слышал практически каждый, мало кому известно о том, как эти птицы проводят непростые зимние месяцы.
Многие из них, как и другие перелетные птицы, улетают на юг, туда, где климатические условия наиболее приемлемы для их проживания.
2
Вместе с тем, в большинстве зон обитания дятлы встречаются на протяжении всего года. Точных данных о том, почему часть птиц остается зимовать в российских лесах, тогда как другая часть отправляется в теплые страны, нет. Когда наступают холода, оставшиеся зимовать дятлы, укрываются в заранее приготовленных ими же дуплах.
3
Дупло дятел не выдалбливает, а вырывает в нутре трухлявого ствола. Опилки служат ему надежной защитой от холода. Не редко хитрая птица ворует ветки и уже сложенные гнезда у других птиц. Но главной проблемой во время зимовки для дятлов, как и для прочих зимующих птиц, является далеко не возможность укрыться от холода, а проблема пропитания.
4
Привычным рационом дятла в летний период являются насекомые, добываемые из-под коры деревьев, которых зимой раздобыть практически не под силу. В редких случаях дятлу удается найти личинок короеда под корой больных деревьев. Весьма любопытным фактом является то, что, несмотря на ограниченность возможностей добычи пропитания зимой, своими находками дятел с легкостью делится с другими птицами, часто спасая их таким образом от голодной смерти.

Осенью пищей для дятла становятся разнообразные лесные ягоды - брусника, рябина, черника, но и они к моменту наступления холодов становятся недоступны. Основной пищей зимнего периода для дятлов становятся еловые и сосновые семена. Дятел организует своеобразную «кузницу», куда приносит шишки и вскрывает их.
5
Настоящим спасением для дятлов в голодный зимний период, как и для большинства прочих птиц, зимующих в суровых российских условиях, становятся кормушки. Крайне редко встречаются случаи хищнического поведения дятлов - они разоряют гнезда и уничтожают запасы других птиц, обычно свидетельства о таких случаях появляются в особо голодные зимы, когда даже такому труженику, как дятлу, становится практически невозможно добыть себе пропитание.

Совет 2: Где зимуют птицы?

Различные виды птиц по-разному переживают неблагоприятный зимний период. Некоторые из них приспособлены к суровым условиям и остаются зимовать в родных краях, другие вынуждены покидать насиженные гнезда и мигрировать в жаркие страны.

Где зимуют разные виды птиц

Далеко не все виды птиц улетают на зимовку в теплые края. Пернатых по характеру сезонных миграций можно классифицировать по трем группам: оседлые, кочующие и перелетные. Первые, как видно из названия, с наступлением холодов остаются в пределах той территории, на которой они обитают на протяжении многих лет. Потребности в перелетах они не имеют, поскольку сезонные изменения никак не отражаются на их рационе: необходимый этим видам птиц корм даже зимой остается доступен.

Оседлые птицы, остающиеся зимовать в местах гнездовок, населяют преимущественно субтропическую и тропическую климатические зоны. Но немало их и в умеренном и даже северном поясах. Также существует группа так называемых полуоседлых птиц, которые временами совершают кочевки, в случае нехватки пищи.

Кочующие птицы в течение всей жизни перемещаются с места на место, оседая лишь в сезон размножения. Зимой они могут оказаться где угодно: все зависит от доступности пищи. Однако они никогда не покидают пределов своей климатической зоны и не мигрируют в жаркие регионы. К примеру, снегири большую часть года обитают в густых хвойных лесах, а зимой сбиваются в стайки и отправляются в населенные пункты, где заселяют парки и скверы.
Некоторые птицы, относящиеся к кочующим, предпочитают гнездиться в горах и с приближением зимы спускаются в долины.

Куда улетают перелетные птицы

Перелетные птицы с наступлением холодов устремляются в теплые края, причем места зимовок могут находиться на достаточно приличных расстояниях от мест гнездования. Большинство орнитологов едины во мнении, что чем меньше птица, тем меньшие расстояния она способна преодолеть, несмотря на то что перелет мелких пташек вынужденно проходит в несколько этапов, с передышками. Средняя скорость перелета крупных птиц достигает 80 км/ч, мелких – всего 30 км/ч.
Мелкие птицы способны лететь без перерыва в течение 70-90 часов. За это время они преодолевают дистанцию до 4000 км.

Особый вопрос – куда именно улетают на зиму перелетные птицы. Миграции бывают горизонтально и вертикально направленными: в первом случае птицы просто-напросто мигрируют из одного региона в другой, во втором – улетают в горы и по окончании холодов возвращаются обратно.

Что же касается географии миграций, то для птиц северного полушария более всего характерен маршрут север-юг. Однако, вопреки расхожему убеждению, далеко не все птицы зимуют в южных широтах. Так, чернозобые гагары, населяющую Среднюю и Западную Сибирь, зимой улетают к берегам Балтийского моря. А овсянки-дубровики из средней полосы России летят в Китай, минуя Сибирь и Дальний Восток.

Совет 3: Где зимуют мухи

Мухи относятся к числу самых плодовитых насекомых. Крылатые создания являются постоянным спутником человека. Комнатные мухи безвредны, но могут быть переносчиками некоторых видов заболеваний. Садовые представители наносят ущерб урожаю и плодовым культурам. Мухи появляются ранней весной и исчезают поздней осенью. Процесс зимовки у каждой разновидности этих насекомых происходит по-разному.

Как зимуют домашние мухи

Жизнь комнатной мухи длится, как правило, не больше одного месяца. Насекомые, которые живут поздней осенью, с наступлением холодов очень сильно меняются. Если летом поймать муху – задача не из легких, то перед началом зимы они становятся вялыми, сонными и медлительными. Главная задача мухи в такой период – найти надежное укрытие с ровной температурой воздуха. Местами зимовок насекомых, как правило, являются щели в оконных рамах, подвалы помещений или балконы.
Мнение, что осенью комнатные мухи начинают кусаться – ошибочно. Эта разновидность насекомых совершенно не склонна к таким видам агрессии. Кусают человека другие разновидности мух – осенние жигалки.

Как только муха находит место для зимовки, она впадает в спячку. Все биологические процессы организма насекомого останавливаются на шесть месяцев. С наступлением оттепели мухи постепенно начинают просыпаться и возвращаться к обычному образу жизни.
Отложенные насекомыми личинки и их куколки также в период холодов неактивны. Жизненные процессы аналогично начинают работать после нормализации температуры.

Как зимуют уличные мухи

Под «уличными» мухами подразумеваются те насекомые, которые обитают на полях, огородах и в садах. Основной рацион питания этих представителей мира насекомых – плодовые и зерновые культуры, кукуруза и злаковые травы.
Мир мух представлен многочисленными разновидностями, количество которых превышает одну тысячу. Эти насекомые распространены на всех материках, за исключением Антарктиды.

Зимуют такие мухи в земле. Однако спрятаться должным образом не всегда бывает возможным, поэтому большая часть мух гибнет от холода, а зимуют только их личинки и коконы. Прячутся они, как правило, в стеблях злаковых культур или в почве.

Первые мухи появляются из личинок уже при наступлении оттепели. На их пробуждение напрямую влияет температура воздуха. Объединяет все разновидности мух тот факт, что самка может откладывать яйца практически повсюду – в растениях, почве, пищевых отходах, на свалках и городских мусорках. Сначала яйца превращаются в личинки, а затем посредством нескольких линек образуются куколки, из которых и появляются крылатые насекомые.

Перед началом холодов самки мух делают последние кладки яиц. Однако те личинки, которые не успели превратиться в насекомых, не гибнут, а засыпают. Пережить они могут практически любые климатические условия. Взрослым же особям чаще всего не удается справиться с внезапными заморозками.

Совет 4: Как зимуют насекомые

С наступлением осени и последующих холодов все живое на Земле подготавливается к зиме. Не является исключением и самый многочисленный класс животных в мире – насекомые. Например, некоторые бабочки на зиму забираются в дупла и под кору деревьев, на чердаки старых домов. Но так зимуют далеко не все насекомые. Некоторые из них в зимний период вообще находятся в стадиях яиц, личинок, куколок или гусениц, превращаясь во взрослое насекомое только весной, если им, конечно, посчастливится до нее дожить.
Инструкция
1
Абсолютное большинство насекомых умеренного климата переживают зиму, впадая в определенное состояние, называемое диапаузой. Диапауза напоминает состояние анабиоза у позвоночных теплокровных и хладнокровных животных (медведи, ежи, лягушки, ящерицы). Во время диапаузы у насекомых замедляется обмен веществ и прочие процессы жизнедеятельности. Именно это и помогает им выдержать низкие зимние температуры.
2
Стоит отметить, что в отличие от анабиоза теплокровных животных (ежи, медведи, землеройки, кроты), который может время от времени прерываться кратковременным пробуждением, «зимний сон» насекомых является наиболее глубоким и требующим определенных условий для своего прекращения. Как правило, зимняя спячка насекомых зависит от продолжительности светового дня и от наличия определенного температурного режима.
3
Отличие зимней спячки насекомых от спячки теплокровных животных в том, что у вторых она целиком и полностью зависит от наличия кормовой базы. Любопытно, что зимовать насекомые могут на любой стадии своего развития – от яйца до имаго (взрослое насекомое). Диапауза у различных видов насекомых происходит по-разному. К примеру, бабочки траурницы избегают замерзания, добавляя в свой организм специальную охлаждающую жидкость (на языке автомобилистов – «антифриз»).
4
Бабочка траурница способна заменять содержащуюся в своем организме воду природным «антифризом», который она сама вырабатывает. В его состав входят так называемые криопротекторы, которые защищают от низких температур все жидкости и мягкие ткани в ее организме. Другие насекомые вообще в качестве диапаузы замораживают все имеющиеся жидкости в своих организмах.
5
Но не все насекомые, переживающие зимние холода, впадают в состояние диапаузы. Не уходят в «зимний сон» такие социальные насекомые как осы, пчелы, термиты, некоторые виды муравьев. С наступлением осенних холодов эти существа углубляются в свои гнезда, улеи, муравейники. Все входы в свои жилища они плотно закрывают листьями и прочими органическими материалами. Под землей или в глубине гнезд они ведут полуактивный образ жизни.
6
Энтомологи, исследовавшие поведение медоносных пчел зимой, отмечают, что эти создания при понижении окружающей температуры воздуха до +7оС собираются в улей целой кучей, поддерживая в нем температуру на уровне от +15оС до +25оС. Энтомологи выяснили, что эти создания генерируют тепло при помощи сокращения крыловидных мышц на своих спинках. Те пчелы, что находятся ближе к выходам, играют роль теплоизоляционного слоя, и время от времени сменяются своими сородичами: пчелы, которые уже подмерзли, пробираются вглубь улея, где их меняют согревшиеся родственники. Любопытно, что эти пчелы всю зиму питаются кормом, запасенным еще с лета.
Видео по теме
Обратите внимание
Устоявшееся выражение о том, что дятлы - санитары леса, полностью оправдывает себя. Дятлы питаются насекомыми, которых добывают из-под коры зараженных деревьев, чем и спасают растения от дальнейшего разрушения. Разносящийся по лесу стук, настойчиво свидетельствует о кропотливой работе лесного санитара.
Поиск
Совет полезен?
Осталось символов: 500