Совет 1: Как играть Шопена

Музыка и образ Шопена - это особое явление в искусстве. Композитор, связавший почти все свое творчество с фортепиано, стал символом романтического стиля, эталоном "возвышенных чувств". Именно на его произведениях зиждится техника игры на рояле: мастерское владение звуком, "дыхание" рук, воспитание чувства меры.
Инструкция
1
Играйте эмоционально, но уменьшите аффектации
Шопен исполнял музыкальные произведения, как если бы он писал картины. Многие современники отмечают это. Он передавал тончайшие оттенки чувства, ему присуща изысканная нюансировка, избегание излишней акцентуации. Динамика Шопена - это звуковая градация от pp до f. За счет того, что он умел играть произведения на грани слышимости, его f не требовало значительных усилий. Но даже играя pianissimo, композитор умел отделить звуки один от другого, музыка не превращалась в смесь наслоенных звуков.
Педализация - также очень важный штрих исполнения Шопена. Он указывает педалью протяженность дальних басов, гармонические объединения, звучащие паузы, staccato. Композитор очень подробно записывает педаль, при этом оставляя исполнителю свободу ее использования (с запозданием, для смешения гармонических функций и т.д.).
2
Избегайте дробления на слишком маленькие музыкальные фразы
Фразировка при исполнении Шопена - подобие речи: предложения, смысловые паузы. Вычурной фразировке он предпочитал естественную, лишенную декламаторства, напыщенности и фальши. Особое внимание нужно обратить на понимание композитором музыкального высказывания, на использование лиг. Очень важно "досказать фразу", причем правая и левая руки не всегда совпадают, иногда мелодия и бас разнохарактерны - это и подчеркивается фразировкой.
Дифференциация на фразы происходит также при помощи фактуры и динамики. Важно анализировать мысль композитора, рассматривая его указания по структуре произведения.
3
Обратите внимание на аппликатуру
Самые известные принципы шопеновской аппликатуры:
- охват возможно большего количества клавиш при одном положении руки;

- принципиально новое использование крайних пальцев на черных клавишах;

- взятие нот первым пальцем после пятого и наоборот;

- последовательное извлечение одним пальцем нескольких звуков, применение "скольжения";

- перекладывание через короткие пальцы более длинных;

- использование звуковых возможностей каждого пальца.

Совет 2: Как воспроизводить Шопена

Шопен – композитор польского происхождения, один из представителей романтизма. Язык романтической музыки несколько сложнее, чем в эпоху классицизма: появляются аккорды на побочных ступенях, усложняется ритмический рисунок, но главное – Шопен, как и все романтики, использовал большой арсенал трелей, форшлагов и других украшений.
Инструкция
1
Общие рекомендации при игре произведений Шопена знакомы большинству музыкантов. Во-первых, к примеру, при разборе фортепианного произведения, сначала выучите отдельно партию каждой руки. Не беритесь за все произведение сразу, разучивайте по 4-8 тактов. Сразу исполняйте все украшения, используйте верную аппликатуру. Играйте в максимально медленном темпе.
2
В вальсах, мазурках и других произведениях Шопена активно используется стандартный аккомпанемент в структуре партии левой руки: бас – аккорд – аккорд (при четырехдольных размерах аккорд повторяется трижды). Поэтому левую руку разучивайте, проигрывая сразу двумя: левой – только бас, правой – только аккорды. Следите, чтобы бас звучал отчетливо и достаточно громко, а аккорды приглушенно. Аппликатура в правой руке при этом не имеет значения, а левой соблюдайте порядок пальцев в точности.
3
Трели в классических произведениях играются с акцентом на первую ноту из трех. В романтизме акцент смещается на последнюю ноту. Поэтому начинайте играть трели и форшлаги с небольшим опережением, чтобы сильная (или относительно сильная) доля совпала с акцентом.
4
В романтизме впервые был использован прием rubato (свободный темп). В определенные моменты допускается (а иногда и требуется) замедление или ускорение для придания особой эмоциональности произведению. В эти моменты не только высотой тона, динамикой, но и всей душой показывайте напряжение музыки.
5
Читайте о самом композиторе и о конкретном произведении. В контексте истории создания указано настроение композитора. Анализируйте строение мелодии, гармонию, тональность. Пытайтесь понять мнение автора о происходящем.
6
Отражайте в игре дух эпохи и самого автора. В эпоху романтизма во всех сферах искусства активно развивалась тема внутреннего мира конкретного, обычного человека (в противопоставление классическому культу героя, власти, народа). Выражайте собственную индивидуальность, общность с композитором.
Видео по теме
Видео по теме
Обратите внимание
Исполнение музыки великих композиторов - это ответственное занятие, ведь до вас её играли крупные музыканты. И все же вы можете попробовать вложить в звуки свои чувства и эмцоии, не опошлив и не нарушив гармонию и традиции.
Полезный совет
Изучите литературу и записи исполнения произведений Шопена. Книги из серии "Как исполнять..." и биографические заметки могут помочь осмыслить личность и манеру исполнения самого композитора. Шуберт же описывал свою технику в "Методе"
Источники:
  • Шопена играют все, но не все играют Шопена
Поиск
Совет полезен?
Комментарии 1
Пожаловаться
написал(а)
Хорошая книга «Как исполнять Шопена». Можно скачать отсюда.
http://www.twirpx.com/file/1378634/
Осталось символов: 500