Совет 1: Как сочинить небылицу

Небылица – это, по сути, игра. Игра без правил со словом, с мыслью, которая, тем не менее, позволяет ребенку нащупать границы и проверить правила этого мира. Если вам хочется (или нужно) сочинить небылицу, можете использовать любые приемы искажения действительности, доведения ее до абсурда и лишения смысла. А также придавайте новый, неожиданный смысл мыслям и вещам. Двигаться в этом направлении вам помогут небылицы С.Маршака, Б.Заходера, К.Чуковского и Э.Успенского.
Инструкция
1
Посмотрите на окружающий мир и выберите какое-нибудь событие в качестве темы. Это может быть случай, ежедневное ритуальное действие, надоевший распорядок или способ выполнения чего-либо, приевшийся недостаток, изъян в обществе или личном качестве человека. В пример можно привести рассеянность, описанную у С.Маршака.
2
Выберите главного героя (известного сказочного персонажа, животное, несуществующее животное) или оставьте себя в этой роли. Например, Иван Топорышкин, крокодил с головой петуха и т.п.
3
Модифицируйте принятое за основу событие или явление. Для этого вы можете использовать приемы нарочитого искажения действительности, полных перевертышей, доведения до абсурда, нарушения смысловой сочетаемости слов. Даже орфографические «нарушения» пунктуации изменяют смысл до нелепости, как в небылице «Где поставить запятую?» К.Чуковского. Придумывайте неожиданные и нелепые сочетания слов, несвойственные характеристики (зайцы разлетелись комариками), используйте известные и устоявшиеся фразы (кудыкина гора, прошлогодний снег, пятый угол).
4
Рифмуйте небылицы. Под ритм и рифму в голову легче приходит «небывальщина», нелепость, сходная по звучанию, но абсурдная по смыслу. А это как раз то, что нужно. Но придумывать небылицы можно и в прозе.
5
Развивайте сюжет небылицы. Это могут быть превращения главного героя, неожиданное исполнение его желаний, перемещение во времени или сказках. Как, например, герои «Путаницы» получили возможность делать, что хотят. А в мультфильме «Падал прошлогодний снег», снятом кинорежиссером А.Татарским, «что хочешь, то и случается».
6
Сделайте окончание небылицы, какой-то вывод из придуманной ситуации, может быть нравоучение, как в басне. Например, Г.Сапгир в небылице «Крокодил и петух» закончил тем, как каждый остался доволен выгодным приобретением, а К.Чуковский в «Путанице» донес мысль, что попытка быть тем, кем ты не являешься, хорошим не закончится.

Совет 2: Как сочинить сказку

Дети очень любят слушать невероятные истории, наполненные приключениями и чудесами. Но в этот момент ребенок оказывается пассивным слушателем. Не лучше ли соединить приятное с полезным и помочь ему сочинить сказку самому?
Инструкция
1
Сочинение сказок – это эффективный педагогический прием. В этом творческом процессе у ребенка активизируется и пополняется словарный запас, он усваивает грамматическое строение родной речи, а рассказывая сказку, он развивает и устную речь.
2
Начать сочинение сказки можно, занимаясь параллельно другими делами. Если ваш малыш 3-4 лет, то полностью сочинить сказочный рассказ он не сможет. Поэтому здесь лучше применить прием «закончи сказку». Вы рассказываете ребенку очень простую сказку с линейной сюжетной линией. Дойдя до самого интересного момента, вы останавливаетесь и спрашиваете: «Как ты думаешь, чем все закончилось?» Если малыш в затруднении, задавайте ему наводящие вопросы. На все предложения ребенка реагируйте эмоционально. Если в сказке кто-то испугался, изобразите испуг, если удивился, то удивление. Так вы поможете ему соотносить эмоции с речью. Сочинение концовки к сказке поможет ребенку сформировать умение заканчивать мысль, осмыслять и понимать услышанное. Со временем он сможет сочинять концовку сам, не прибегая к вашей помощи в виде наводящих вопросов.
3
Второй прием сочинения – это составление сказки по серии картинок. Для этого предпочтительней использовать логопедические тетради. Регулярно обновляйте сюжетный ряд, чтобы ребенку не надоело сочинять сказку. Имейте в виду, что создание сюжетов по картинкам вызывает наибольшую сложность в школе. Цель подобных упражнений – сформировать умение подбирать глаголы действия, описания, составлять характеристики предметов и персонажей. Кроме того, вам нужно помочь ребенку выстраивать логическую цепочку при составлении сказки, а помогут вам и ему в этом картинки. Рассматривая их, следует обращать внимание на мелкие детали, сосредоточивая внимание ребенка. Только помните, что маленький ребенок быстро устает, когда приходится долго удерживать внимание, поэтому начинайте с простых сюжетов из 2-3 картинок.
4
Если вы организуете детский праздник, например, День рождения своего сына или дочки, то устройте коллективное создание сказочного сюжета. Пусть дети сами предлагают тему, персонажей сказки, а ваша задача – выстраивать сюжет. В этом веселом увлекательном процессе ребенок опосредованно учится строить сказку, а значит и свою речь на основании логики, соблюдая определенные этапы: завязка, развитие и кульминация.
Видео по теме
Источники:
  • Небылицы детские
Поиск
Совет полезен?
Осталось символов: 500