Однако важно, чтобы ребенок к этому моменту умел считать, измерять, сравнивать, понимал соотношение части и целого. Эти умения должны быть основой обучения, иначе знания окажутся скорее вредными, чем полезными.

Важно организовать обучение в игре. Начинать следует с простых арифметических задач на сложение и вычитание, в одно действие. Не форсируйте обучение. Если ребенок не понял действие, повторите. Пусть он активно участвует в составлении задач. Объясните, что задача должна иметь условие («Что известно в задаче») и требование или вопрос («Что требуется найти»). Научите его ставить перед собой указанные вопросы и отвечать на них, что обеспечит понимание задачи, сделает решение осознанным.



Для того чтобы научить ребенка решать задачи правильно полезно действовать поэтапно.

1. Научить составлять и решать задачи, в которых ребенок действующее лицо.

- Дайте ребенку в руки 3 вафли. Потом еще одну. Организуйте беседу.

- Что я сделала? (Дала мне 3 вафли, потом еще 1).

- Какой вопрос можно задать? (Сколько стало вафель?).

- Итак, у Димы было 3 вафли. Мама дала еще 1. Сколько вафель стало у Димы, обобщаете вы.

- Стало меньше или больше? (Больше).

- Как решить задачу? (К 3 вафлям прибавить 1 - получится 4). Если ребенок затрудняется, пусть пересчитает вафли.

Составьте и решите 2-3 задачи подобного типа. Аналогично разберите несколько задач на вычитание. «Дайте ребенку 8 конфет. Пусть он их пересчитает. Попросите отдать 1 конфету папе». Спросите: «Что известно? Какой можно задать вопрос? Стало меньше или больше? Как узнать, сколько осталось конфет?».

2. Научить записывать решение.

Решите задачу, акцентируя внимание на следующем: если стало больше - ставим знак «+»; если меньше, то «-». Покажите, как записать решение с помощью карточек, на которых изображены цифры и знаки (+,-, =). Объясните, что означают числа в записи решения.

3. Закрепить умения с помощью «задач-иллюстраций».

Например, «На лесной опушке сидели 7 зайцев и 2 белочки. Сколько всего зверей сидело на опушке?». Не озвучивая задачу, создайте игровую ситуацию. Попросите ребенка расположить на опушке зайцев и белочек. Предложите составить условие, поставить вопрос, решить и записать решение.

4. Научить решать устные задачи.

Эти задачи озвучиваются родителями устно. Ребенок может только представить образ действий, описанных в задаче. Например, «На пальме росло 5 ананасов. 3 сняли. Сколько ананасов осталось на пальме?» Решение задачи записывается числовым примером.

5. Научить составлять задачу по заданному примеру.

Составьте из карточек пример: 7 + 2. Пусть ребенок придумает условие, поставит вопрос и решит задачу, дополнив запись примера ответом.

Так, постепенно, проявляя творчество и терпение, вы сформируете у ребенка правильные и полезные умения.