Совет 1: Как победить страх смерти

Страх смерти – то леденящее чувство ужаса, с которым мы впервые сталкиваемся еще в детстве, когда видим это явление, разлучающее нас с тем, кто умер, навсегда. Неотвратимость смерти и ее внезапность воспринимаются нами как обязательная расплата за радости жизни. Для некоторых людей ужас смерти становится постоянным спутником, отравляя каждый день жизни.
Инструкция
1
Психологи советуют не подавлять в себе чувство страха, а, наоборот, пристально рассмотреть и изучить его. Необходимо осознать его как препятствие на пути духовного развития, препарировать его и понять природу этого чувства, то, что его вызывает.
2
Одним из побудительных мотивов страха перед смертью является страх одиночества. Мы не любим в нем оставаться и при жизни, даже если одиночество непродолжительно. Подсознательно смерть воспринимается нами как вечное одиночество. Перестаньте представлять смерть как пустоту, не думайте, что после того как перестанет функционировать тело, умрет и ваша душа, и вам уже станет легче.
3
Логический результат боязни одиночества – привязанность и любовь, которые вы боитесь потерять в случае смерти. На протяжении жизни нам не так уж часто приходится встречать тех, кто близок нам в эмоциональном и психологическом плане. Часто такой поиск бывает достаточно долгим и трудным. Дружеские или любовные связи бывают особенно сильны в юности, когда еще нет уверенности в своих силах, и социальные связи не устоялись и не сильны. Именно в этот период страх смерти бывает особенно сильным. Если вы осознаете, что вы боитесь смерти просто потому, что она разорвет вашу привязанность к какому-то человеку или любовь к нему, вам уже не будет так страшно, ведь и в жизни есть много опасностей. Поэтому нет смысла зацикливаться на смерти – просто берегите свои привязанности и чувства, ведь это же в ваших силах.
4
Еще страх смерти связан с боязнью лишиться чувственных удовольствий и впечатлений, которыми так богата жизнь. Поэтому люди с головой уходят в творчество, науку, бизнес, а если эти виды активности им недоступны, то начинают путешествовать или заниматься экстремальными видами спорта, подсознательно играя со смертью, «приручая» ее. Это тоже для многих может стать выходом, поможет избавиться от страха смерти, привыкнув к ее близкому соседству.

Совет 2: Как победить страх перед смертью

Постоянный страх смерти способен отравить человеку всю жизнь. Мы можем даже не осознавать, что боимся именно смерти, ведь этот страх проявляется в самых разных вещах. Одни могут страдать от клаустрофобии, другие боятся переходить дорогу даже на зеленый свет, а третьи и на десятый этаж поднимаются по лестнице, не рискуя воспользоваться лифтом. Как же преодолеть страх смерти?

Мементо мори

«Помни о смерти!» – гласит знаменитый призыв. Казалось бы, парадоксально, но чем человек больше осознанно думает о неизбежности смерти, тем меньше страха перед ней испытывает. Если же он даже слово это не произносит и всячески пытается отстраниться от подобных мыслей, эффект полностью противоположный.

Японские школьники свои сочинения о том, как бы они хотели прожить жизнь, логически заканчивают описанием предполагаемой смерти. Западному человеку это понять трудно, но на Востоке традиционное отношение к смерти таково: это органичная часть жизни, а не ее противоположность. В ней нет ничего пугающего и трагического. Если человек готов к смерти, он встречает ее с легкостью и даже радостью, словно друга. Или, по крайней мере, не цепенеет от страха об одной мысли о неизбежном.

Можно ли научиться умирать?

На Востоке существуют практики, помогающие «подружиться» со смертью. Например, Далай Лама ежедневно «умирает» по 4-5 раз, в подробностях визуализируя этот процесс. Духовный лидер считает, что такое упражнение поможет ему не растеряться, когда «дама с косой» придет на самом деле.

Но не обязательно вникать в буддийские практики, чтобы преодолеть страх перед смертью. В нашей повседневной жизни, если подумать, существует множество моментов, которые призваны подготовить нас к этому знаменательному события. Самое важное из них – сон, эта ежедневная «репетиция» умирания. Но, возвращаясь из небытия каждое утро, мы снова спешим заняться своими делами, не задумываясь о полученном уроке.
Сэмюэл Джонсон: «Не готовиться к смерти в зрелости – все равно, что во время осады заснуть на посту. Не готовиться к смерти в старости – значит уснуть во время штурма».

Чтобы перестать бояться смерти, следует приучать себя к мысли, что она – естественный процесс, часть нашей жизни. Во многих религиях смерть воспринимается просто как смена тела. Чего уж тут бояться? – ведь не боитесь вы, когда переодеваетесь. В христианстве нет понятия реинкарнации, но если православный человек прожил жизнь, наполненную смыслом, он не будет сожалеть. «Бог дал мне жизнь, он вправе и забрать ее», – так размышляет человек, в чьем сердце живет искренняя вера. Неверующему же следует просто принять реальность: «Да, все мы умрем. Возможно, это печально, но изменить это нельзя. А если это неизбежно, то к чему волноваться?»

Как договориться со смертью

В Библии говорится: «Кто верит – тот спасается». Оказалось, что строки священного писания подтверждаются врачами! Доктор Донн Юнг из университета Огайо в результате исследований выявил, что умирающие от рака пациенты могут «отсрочить» день смерти, чтобы не пропустить важную для них дату, например, день рождения или Рождество. Искренняя вера и молитвы помогли этим людям отложить кончину на следующий после этого день.
Зачастую люди боятся не столько самой смерти, сколько старости. Ведь в современной культуре старость считается чем-то постыдным и некрасивым; нет культуры, эстетики старения.

А согласно медицинской статистике, верующие онкологические больные живут на 5-6 лет дольше, чем неверующие. Как это объяснить? Получая весть о своем смертельном недуге, человек впадает в отчаяние. Постоянный страх перед смертью и другие негативные эмоции еще быстрее разрушают его дух и тело. Верующий же человек не отождествляет себя с физическим телом, а, следовательно, меньше скован страхом смерти и более стоек перед жизненными трудностями.
Источники:
  • В основе всех страхов – страх смерти
  • Далай-лама. Диалог с учеными о старости и смерти
Поиск
Совет полезен?
Осталось символов: 500