Совет 1: Как определить возраст дерева

Иногда бывает нужно определить возраст дерева. Если это растение сажали вы сами или кто-то из ваших родственников, то сказать, сколько это было лет назад, вы сможете довольно точно. Сложнее определиться с годами «незнакомого» древесного долгожителя. Есть несколько методик для датирования возраста деревьев. Одним из самых точных способов определения является подсчет годичных колец на срубе ствола.
Вам понадобится
  • - пила или бурав Пресслера;
  • - растворы для подкрашивания древесины;
  • - микроскоп или лупа.
Инструкция
1
Сделайте спил, по возможности ближе к земле. Для большего удобства понадобится пару кружков. Для широколистных пород спил можно сделать по косой, так увеличится ширина колец. Хорошо отшлифуйте место спила. Рассмотрите с помощью лупы или бинокулярного микроскопа годичные кольца. Если же различить их все равно сложно, нанесите на древесину спиртовой раствор анилина или двухлористого железа, синьку или разбавленные чернила.
2
Если срубить дерево невозможно, то используйте лесной приростный бурав Пресслера. В нужном месте возьмите буравом пробу. Вытащите цилиндрик древесины и сосчитайте годичные кольца на нем, так же, как на срубе ствола. С помощью этого приспособления также можно легко измерить годичные слои.
3
Для определения возраста хвойных (сосна, ель, пихта, кедр) деревьев необходимости в вышеперечисленных двух способах нет. Возраст хвойников можно узнать, считая мутовки на стволе. Мутовкой называется веерообразное расхождение веток на стволе дерева. Подсчитайте количество мутовок. К полученному значению для сосны прибавьте 3 года, для ели – 4, для пихты – 5, для кедра – 10. Прибавлять эти цифры нужно, потому что первая мутовка у разных деревьев появляется не в первый год жизни. Полученное число и будет возрастом дерева.
4
Можно и приблизительно определить возраст растения, зная продолжительность жизни отдельных видов. Так, осина не живет более 100 лет, чаще погибает в 80 от болезней древесины. Дуб является долгожителем – в среднем растет до 400-500 лет. Тисы живут до 2000 лет. Кипарис может дожить и до 4000-5000 лет. Секвойя – до 7000.

Совет 2: Как узнать возраст дерева

При исследованиях леса регулярно возникает необходимость определить возраст того или иного дерева. Это порой бывает необходимо и на дачном участке, когда решается вопрос, нужно вырубать то или иное дерево или нет. Столетний дуб может стать гордостью вашего участка, да и всего поселка тоже. Кроме того, садоводу бывает необходимо знать возраст дерева, чтобы вовремя сделать прививку или взять прививочный материал.
Вам понадобится
  • -трубчатое сверло с шомполом и поршень к нему;
  • -садовый вар.
Инструкция
1
Если вы хотите определить возраст спиленного дерева, просто сосчитайте годичные кольца. Считать их необходимо от центра. Кольца могут быть разного размера в зависимости от погодных условий в каждый конкретный год. Посмотрев на спил, вы обязательно увидите светлые и темные кольца и обратите внимание на то, что они чередуются. Считайте или только светлые кольца, или только темные.
2
Желая определить возраст взрослого живого дерева, которое вы предполагаете сохранить, воспользуйтесь трубчатым сверлом. Найдите участок ствола, свободный от сучков. Зачистите верхний слой коры (можно не до древесины, а так, чтобы получить ровную площадку). Высверлите керн древесины насквозь. Сверло должно быть направлено по возможности строго горизонтально и точно по диаметру ствола.
3
По окончании сверления извлеките сверло. С помощью шомпола из сверла выньте керн древесины. Рассмотрите его. Вы увидите чередование годичных колец. Сосчитайте их и поделите полученное число на 2. Это число и будет возрастом дерева.
4
После высверливания керна дерево нужно подлечить. Для этого отверстие, оставшееся после сверления, замажьте садовым варом с обеих сторон. Взрослое сильное дерево обычно легко переносит подобные процедуры, если сразу же принять меры для ликвидации последствий научного эксперимента.
5
Если дерево небольшое и сверление может привести к его гибели, то возраст можно определить по годичным мутовкам. Годичными мутовками называются утолщения ствола, возникающие после сезонной паузы роста. Такие мутовки имеют не все деревья. Заметны они только у молодых экземпляров. Поэтому такой метод можно применять не всегда. Чаще всего по мутовкам считают возраст хвойных деревьев.
Видео по теме
Обратите внимание
У некоторых деревьев с возрастом начинает гнить сердцевина. Внутренние годичные кольца при этом разрушаются, образуя дупло. Определить возраст такого дерева становится практически невозможно.
Совет полезен?
Трубчатое сверло представляет собой стальную трубку, имеющую с одной стороны зубчатую кромку, а с другой — сквозное поперечное отверстие для крепления ручки-ворота, которую вращают при сверлении. Трубчатой сверло комплектуется шомполом для извлечения высверленного керна. Такие сверла обычно изготавливаются на заказ. Сделать его может любой квалифицированный инструментальщик.
Обратите внимание
Следует помнить, что в странах тропического климата, где сезонность четко не наблюдается, подсчет годовых колец у деревьев невозможен. Для определения возраста там потребуется микроскоп, который позволит четко рассмотреть клетки древесины.
Полезный совет
Не стоит полагаться при определении возраста на толщину ствола дерева. При неблагоприятных условиях (слабая освещенность, болотистые почвы, повреждение вредителями или болезнями, пожары) диаметр ствола угнетенного дерева будет гораздо меньше, чем у растения того же возраста, которое не страдало от таких воздействий.
Поиск
Совет полезен?
Осталось символов: 500