Совет 1: Как определить возраст сосны

Определить возраст дерева человеку, не слишком разбирающемуся в растениях, может быть сложно. Однако для каждого дерева, например, для сосны, разработан свой метод, согласно которому можно узнать время начала ее роста с точностью до нескольких лет.
Вам понадобится
  • - сантиметровая лента;
  • - калькулятор.
Инструкция
1
Узнайте возраст сосны по ветвям. У данного дерева они образуют несколько своеобразных ярусов, называемых также мутовками. Это означает, что ежегодно у сосны вырастает несколько ветвей на одном уровне. Подсчитайте количество этих уровней и прибавьте к ним пять, так как в первые годы такие ветви не образуются. Так вы получите приблизительный возраст дерева.
2
Измерьте окружность сосны в сантиметрах на высоте примерно полутора метров от земли. Умножьте получившуюся цифру на коэффициент 0,7. Полученный показатель и будет количеством лет, в течение которых росла сосна.
3
Максимально точно, до года, возраст дерева можно узнать по годовым кольцам. Они смогут дать информацию не только о том, сколько лет сосна росла на данном месте, но и о том, какими были эти годы в плане погодных условий - благоприятными или тяжелыми. Чем толще кольцо, тем лучше была погода для роста дерева. Для изучения годовых колец необязательно срубать дерево. Современные технологии, применяемые дендрологами, позволяют с помощью специальных инструментов получить образец со спилами годовых колец. Получившееся отверстие заполняется смолой, и дерево выживает. Такие методы применяются, например, для создания дендрохронологической шкалы региона.
4
Относительный возраст сосны можно определить по ее высоте. Чем выше дерево, тем оно в большинстве случаев старше. В первые годы сосна растет по 40-50 сантиметров в год, а ближе к 30-40 годам рост может ускориться вплоть до 1 метра в год. Таким образом, если вы видите две рядом стоящие сосны, вы сможете понять, которая из них старше и на сколько лет. Но этот метод не подходит для старых деревьев. Вырастая до 40 метров, дерево дальше уже не увеличивается. При этом на его старость может указывать более активное отмирание нижних веток, меньшая пышность кроны.

Совет 2: Как узнать возраст дерева

При исследованиях леса регулярно возникает необходимость определить возраст того или иного дерева. Это порой бывает необходимо и на дачном участке, когда решается вопрос, нужно вырубать то или иное дерево или нет. Столетний дуб может стать гордостью вашего участка, да и всего поселка тоже. Кроме того, садоводу бывает необходимо знать возраст дерева, чтобы вовремя сделать прививку или взять прививочный материал.
Вам понадобится
  • -трубчатое сверло с шомполом и поршень к нему;
  • -садовый вар.
Инструкция
1
Если вы хотите определить возраст спиленного дерева, просто сосчитайте годичные кольца. Считать их необходимо от центра. Кольца могут быть разного размера в зависимости от погодных условий в каждый конкретный год. Посмотрев на спил, вы обязательно увидите светлые и темные кольца и обратите внимание на то, что они чередуются. Считайте или только светлые кольца, или только темные.
2
Желая определить возраст взрослого живого дерева, которое вы предполагаете сохранить, воспользуйтесь трубчатым сверлом. Найдите участок ствола, свободный от сучков. Зачистите верхний слой коры (можно не до древесины, а так, чтобы получить ровную площадку). Высверлите керн древесины насквозь. Сверло должно быть направлено по возможности строго горизонтально и точно по диаметру ствола.
3
По окончании сверления извлеките сверло. С помощью шомпола из сверла выньте керн древесины. Рассмотрите его. Вы увидите чередование годичных колец. Сосчитайте их и поделите полученное число на 2. Это число и будет возрастом дерева.
4
После высверливания керна дерево нужно подлечить. Для этого отверстие, оставшееся после сверления, замажьте садовым варом с обеих сторон. Взрослое сильное дерево обычно легко переносит подобные процедуры, если сразу же принять меры для ликвидации последствий научного эксперимента.
5
Если дерево небольшое и сверление может привести к его гибели, то возраст можно определить по годичным мутовкам. Годичными мутовками называются утолщения ствола, возникающие после сезонной паузы роста. Такие мутовки имеют не все деревья. Заметны они только у молодых экземпляров. Поэтому такой метод можно применять не всегда. Чаще всего по мутовкам считают возраст хвойных деревьев.
Видео по теме
Обратите внимание
У некоторых деревьев с возрастом начинает гнить сердцевина. Внутренние годичные кольца при этом разрушаются, образуя дупло. Определить возраст такого дерева становится практически невозможно.
Полезный совет
Трубчатое сверло представляет собой стальную трубку, имеющую с одной стороны зубчатую кромку, а с другой — сквозное поперечное отверстие для крепления ручки-ворота, которую вращают при сверлении. Трубчатой сверло комплектуется шомполом для извлечения высверленного керна. Такие сверла обычно изготавливаются на заказ. Сделать его может любой квалифицированный инструментальщик.

Совет 3: Как узнали возраст Земли

Определение возраста Земли всегда было из разряда задач, будоражащих умы великих ученых всех времен, однако относительно точный ответ на этот вопрос был получен только недавно. В библии возраст Земли оценивается в 7000 лет, что очень далеко от реальной цифры.

Если относительный возраст земных пород научились определять довольно давно по слоям земной коры в каньонах, то точное определение абсолютного возраста Земли стало возможным только в ХХ веке с помощью метода радиоизотропного или радиоуглеродного анализа.

Суть данного метода в определении возраста чего-либо на основе содержания в нем радиоактивных изотопов. Как известно, у любого химического элемента есть несколько изотопов, один из них стабилен, остальные радиоактивны. У радиоактивного изотопа есть понятие периода полураспада - это промежуток времени, в течение которого половина атомов элемента превратится в атомы других, более легких элементов.

При радиоуглеродном методе изучения определяется соотношение в найденных останках живых организмов стабильного углерода-12 и его радиоактивного изотопа углерода-14. Соотношение этих изотопов в окружающей среде стабильное, в том же соотношении они поглащаются живыми организмами. После смерти организма содержание углерода-12 в нем не меняется, а вот радиоактивный углерод-14 начинает распадаться. Период полураспада этого изотопа равен 5730 годам.

Однако для получения точных данных результатов изучения одного элемента недостаточно, поэтому вместе с радиоуглеродным методом применяют и ураноториевый метод анализа. Суть метода та же, определяется соотношение в породе различных изотопов урана и тория. На основании результатов этих двух методов анализа, ученые пришли к выводу, что возраст Земли составляет 4.6 миллиарда лет.

Видео по теме
Поиск
Совет полезен?
Осталось символов: 500