Совет 1: Как определить активность счета

Хозяйственные операции бухгалтерского учета по мере их накопления вписываются на счета. Операции можно записывать как отдельно, так и сводить их в группировочные или накопительные ведомости, если однородных операций много. Это позволяет значительно сократить число записей на счетах.
Инструкция
1
Активными называются счета, на которых фиксируются хозяйственные средства предприятия и его имущество (денежные средства, материалы, оборудование, готовая продукция). Расходование средств на таких счетах отражается по кредиту, а их увеличение - по дебету. По дебету может быть получен лишь конечный остаток на активном счете. То есть, на активных бухгалтерских счетах прописывается перемещения активов предприятия, в том числе их наличие, различные поступления и расход хозяйственных средств в зависимости от их видов. Иными словами, активные счета – это вложенные средства (деньги в банке, кассе, имущество, товар и пр.)
2
Самый легкий способ узнать, пассивный счет или активный, - проверить, в какой части баланса (с правой или с левой стороны) расположена соответствующая строка. Увеличение средств на бухгалтерском счете отражают по дебету (если счет активный), а уменьшение - по кредиту. В случае, если счет пассивный, увеличение средств на данном счете должно быть отражено по кредиту счета, а уменьшение - по дебету.
3
При определении активности счета вы должны учесть, что в нем вписаны существующие средства организации, находящиеся в ее распоряжении, а также показатели увеличения этих средств. То есть суммы постоянно меняются и записываются на счета по мере их поступления.
4
Активные счета открываются в начале отчетного периода, на которых есть остатки средств. Из активной части баланса используются данные для записи на счетах и записываются на дебет счетов. Таким образом, открывается счет и записывается первоначальное сальдо. Поступление и увеличение средств отражаются по дебету, расход и выбытие, т.е. уменьшение - по кредиту счетов. По окончании отчетного периода по всем счетам подводятся итоги оборотов. То есть, для активных счетов дебет - только увеличение, а кредит - только уменьшение.
5
Суммы по операциям отчетного периода записываются в итоги оборота по дебету, а сумма первоначального остатка не включается. За отчетный период конечное сальдо по активным счетам определяется как сумма первоначального сальдо по дебету и итог оборотов по дебету, минус итог оборотов по кредиту. Остаток будет дебетовым или равным нулю.

Совет 2: Что такое активный и пассивный счет

Каждой организации необходимо вести непрерывный учет объемов хозяйственных операций и отслеживать их изменения. Наиболее простым способом является ведение учета с использованием бухгалтерских счетов.

Состав и виды бухгалтерских счетов

Бухгалтерские счета более простые и менее трудоемкие для осуществления текущего учета, чем, например, баланс предприятия. Они имеют достаточно простую структуру и состоят из следующих элементов - наиенования и номера счета, а также дебетовой и кредитной стороны.

С точки зрения экономического смысла различают активные и пассивные счета. В основе их разделения - назначения дебета, кредита и сальдо.

Активный счет

Активные счета предназначены для учета состояния и изменения средств компании в разрезе видов их формирования. Они отвечают за ее имущество и долги, на активных счетах отражается движение активов предприятия. Активные счета включают информацию о средствах компании, которые находятся на банковских счетах, складах и пр.

На них начальное (отражает средства на начало периода) и конечное сальдо, а также увеличение средств фиксируется по дебету счета, уменьшение хозсредств - по кредиту счета.

В число ключевых активных счетов входят:

- основные средства (счет 01) - по этому счету осуществляется учет движения основных средств компании;

- нематериальные активы (04) - счет используется для учета движения нематериальных активов, а также вложений в НИОКР;

- материалы (10) - применяется для учета изменений объемов материалов, сырьевых ресурсов, топлива, полуфабрикатов и пр.;

- основное производство (20) - служит для учета затрат на производство;

- товары (41) - используется для учета ценностей, приобретенных в качестве товаров для перепродажи или переработки;

- готовая продукция (43) - применяется для учета объемов готовой продукции;

- касса организации (50) и расчетные счета (51) - учитывает соответственно движение денег компании в кассе и на расчетном счете.

Отличия активных счетов от пассивных заключается в том, что они имеют дебетовое начальное сальдо и конечное сальдо. Другая разница состоит в том, дебетовый оборот обозначает увеличение средств, а кредитовый – уменьшение.

Пассивный счет

На пассивных счетах ведется учет источников формирования и движения средств предприятия. На них отображаются операции, которые изменяются сумму активов и состав долгов предприятия. Они предназначены для учета обязательств компании перед партнерами, сотрудниками или государством.

На пассивных счетах начальное, конечное сальдо, а также увеличение средств записываются по кредиту. Уменьшение хозсредств отображается по дебету. В числе основных пассивных счетов выделяются:

- расчеты по краткосрочным (66) и долгосрочным кредитам и займам (67) - применяются для учета состояния краткосрочных (до года) и долгосрочных (более года) заимствований;

- расчеты по оплате труда (70) - используется для учета сведений по выплате зарплат, а также доходов по акциям;

- уставный (80), резервный (86) и добавочный капитал (87) - служащит для учета сведений о движении всех видов капитала компании.

Различают также активно-пассивные счета, отображающие имущество компании и источники его формирования. В число активно-пассивных входят счета, учитывающие расчеты компании с поставщиками, учредителями, подрядчиками, налоговые отчисления, расходы по страхованию и пенсионному обеспечению.
Видео по теме
Обратите внимание
Активно-пассивные счета — счета, на которых отражаются одновременно и имущество организации (как на активных счетах), и источники его формирования (как на пассивных счетах).
Полезный совет
В зависимости от вида объекта наблюдения счета делят на активные и пассивные. На активных счетах отражается имущество предприятия, а на пассивных отражаются обязательства организации (способы формирования этого имущества).  Остаток записывают на той стороне счета, на которой была отражена сумма большего оборота. Схема строения активных и пассивных счетов приведена далее.
Поиск
Совет полезен?
Осталось символов: 500