Совет 1: Как рассчитать эффективную процентную ставку

Эффективная процентная ставка – это величина, которая дает кредитору возможность определить получаемый доход от операций по предоставлению денежных средств под проценты. Она представляет собой полную стоимость кредита, т.е. переплату, которая осуществляется заемщиком за весь период кредитования.
Инструкция
1
Необходимо учитывать, что процентная ставка, указанная в кредитном договоре, это не все затраты, которые несет заемщик по ссуде. Поэтому эффективная процентная ставка призвана проинформировать потенциального клиента о возможных расходах, связанных с обслуживанием долга.
2
В расчет эффективной процентной ставки в обязательном порядке входят платежи по погашению основного долга, процентов за пользование средствами, комиссия за рассмотрение кредитной заявки, за открытие и обслуживание ссудного счета, за досрочное погашение основного долга, а также суммы обязательного страхования заложенного имущества или жизни и здоровья заемщика, если это предусмотрено кредитным договором.
3
Эффективная процентная ставка также зависит от способа погашения кредита (аннуитетные или дифференцированные платежи), периодичности уплаты основного долга (ежемесячно, ежеквартально или в конце срока погашения кредита), периодичности взимания комиссии (разово или ежемесячно).
4
При консультировании клиента по поводу кредита работник банка обязан предоставить информацию по расчету эффективной процентной ставки. Самостоятельно ее можно определить с помощью программы «Кредитный калькулятор», где в нужные поля заносятся параметры кредитной сделки.
5
Если нет возможности воспользоваться данной программой, то эффективную процентную ставку можно подсчитать самостоятельно. Данный расчет будет менее точным, однако позволит установить разницу между заявленной процентной ставкой и реальной.
6
Для этого необходимо ежемесячный платеж по кредиту с учетом процентов умножить на срок кредитования в месяцах. Получится сумма, которую заемщик обязан выплатить в течение срока кредитования. К ней нужно прибавить все имеющиеся комиссии и суммы страховок. А затем из полученного результата следует вычесть сумму запрашиваемого кредита. В итоге получится переплата за весь срок кредитования. Если ее разделить на сумму испрашиваемого кредита и умножить на 100, то получится искомая величина – эффективная процентная ставка.

Совет 2: Как рассчитать эффективную ставку

Эффективная процентная ставка представляет собой реальную переплату за банковский кредит. В отличие от установленной по кредиту процентной ставки, она включает в себя различные комиссии, штрафы, пени, страховые выплаты.
Инструкция
1
При обращении в банк за ссудой клиент в первую очередь обращает внимание на процентную ставку, которую ему предлагают по тем или иным видам кредитов. Зачастую предпочтение отдается той кредитной организации, где заявленная плата за кредит оказывается меньше. Однако большинство потенциальных заемщиков не учитывают, что помимо процентов, им придется уплатить банку довольно крупные суммы комиссии, штрафов, страховок.
2
В соответствии с российским законодательством, эффективная процентная ставка обязательно должна быть прописана в договоре. К тому же, кредитный инспектор обязан проинформировать клиента об имеющихся платежах по кредиту, помимо процентов. Это могут быть комиссии за открытие и ведение ссудного счета, за рассмотрение заявки, за сопровождение сделки, оценку залогового имущества, страховые выплаты по залогу, штрафы за досрочное гашение и за несвоевременный возврат основного долга и процентов и др. Все это войдет в расчет эффективной процентной ставки.
3
Кроме того, размер эффективной процентной ставки будет зависеть от способа погашения кредита (аннуитетные, то есть равные или дифференцированные, то есть уменьшающиеся платежи), порядка выплаты основного долга (один раз в месяц, квартал или в конце срока кредитования), частоты уплаты комиссии (разово перед выдачей кредита или ежемесячно).
4
Как правило, эффективная процентная ставка рассчитывается с помощью программы «Кредитный калькулятор», самостоятельно или с помощью работника банка, который обязан предоставить такую информацию.
5
Если возможности воспользоваться программой нет, реальную ставку по кредиту можно определить самостоятельно. Для этого необходимо рассчитать ежемесячный платеж по кредиту, включая проценты и основной долг, затем умножить его на срок кредитования. В итоге получится сумма, которую обязан вернуть заемщик банку. Если из нее вычесть первоначальную сумму долга, то мы найдем переплату за кредит за весь срок. К ней необходимо прибавить страховые суммы, комиссии, штрафы, неустойки. Это будет полная величина выплат по кредиту. Если ее разделить на сумму основного долга и умножить на 100 процентов, то получится искомая величина - эффективная процентная ставка.
Видео по теме
Поиск
Совет полезен?
Осталось символов: 500