Мышление, как вид умственной деятельности интересовал людей давно. Еще философы древности пытались изучить его и дать ему объяснение. Например, Платон приравнивал мышление к интуиции, Аристотель создал целую науку (логику) и разделил познавательный процесс на части и т.д. По сей день представители различных наук пытаются изучить специфику мышления, экспериментально исследовать и дать четкое определение этому процессу, но пока это сделать не удается.


Формы мышления были выделены еще Аристотелем - это понятие, суждение и умозаключение. Понятие – обозначается словом, характеризующим общие и существенные свойства целого класса предметов. Оно обладает не наглядным, абстрактным характером. Например, для понятия «часы» общее и существенное свойство - то, что это механизм показывающий время.



Суждение – это форма умственной деятельности, раскрывающая содержание понятий и отражающая явления и предметы окружающего мира в их связях. Оно может быть единичным, частным, общим, а также простым (составными частями являются понятия) и сложным (состоит из их сочетаний). Общие суждения относятся ко всем явлениям или предметам, которые объединены понятием, например: «Все живое нуждается в питании». Частная форма затрагивает только часть предметов или явлений, допустим: «Не все почвы являются плодородными» и т.п. В единичных суждениях речь идет об отдельном понятии, к примеру: «Петр I – великий реформатор».


Вывод на основе анализа, сопоставления нескольких суждений называется умозаключением. Выделяют два вида умозаключения: индуктивное и дедуктивное. Индукция – способ рассуждения от частного к общему, установление правил, законов при изучении отдельных предметов и явлений. Тогда как дедукция – это обратный процесс, который состоит из познания частных фактов на основе знаний общих закономерностей.


Кроме того, человеку свойственна логическая форма мышления. Она основывается на верных исходных суждениях и приводит к объективным выводам. Такое мышление начинается с постановки задачи. Следующим этапом мыслительного процесса является анализ имеющейся информации. Затем строится гипотеза, которая проверяется на практике. Если она верна, делается вывод о ситуации или проблеме, иначе ищется другое решение.