Совет 1: Что такое лирическое произведение

Выделяется три рода художественной литературы: эпический (повествовательный), драматический и лирический. Название последнего произошло от музыкального инструмента, лиры, в сопровождении которого исполнялись стихи. Главной особенностью лирического произведения является то, что оно сообщает читателю не столько о событиях и фактах, сколько о чувствах, переживаниях и внутреннем мире героя.



Лирические произведения характеризуются особым типом художественного образа – образа-переживания. В отличие от эпоса или драмы, которые повествуют о человеке и проявлениях его характера при самых различных обстоятельствах, лирическое произведение показывает единое и конкретное состояние человеческой души в определенной ситуации.

Лирические произведения подразделяются на следующие жанры: ода – торжественное стихотворение, прославляющее великого человека или событие (ода зародилась и достигла вершины популярности в 18 веке, в настоящее время она перешла в разряд архаических жанров); гимн – стихотворение хвалебного содержания; элегия – лирическое произведение, посвященное раздумьям; эпиграмма – короткое сатирическое стихотворение; эпистола – лирическое послание, или письмо в стихах; сонет – стихотворение, состоящее из четырнадцати строк с особой рифмой и стилем; сатира – стихотворное обличение и осмеяние пороков или отдельных людей; баллада – лиро-эпическое стихотворение с развернутым сюжетом. Часто литературное произведение сочетает в себе признаки нескольких лирических жанров.

Центральным персонажем такого произведения является лирический герой, именно через его внутренний мир автор доносит до читателя определенные переживания и чувства. Внешний мир отходит при этом на второй план и изображается в разрезе впечатлений, которые тот производит на героя. Создавая неповторимый образ литературного героя, поэт может сделать его очень близким себе. К примеру, Сергей Есенин, который отождествляет в своей лирике себя с простым крестьянским парнем. Однако при правильном анализе лирического произведения необходимо говорить не о чувствах и переживаниях самого автора, а о внутреннем состоянии его лирического героя.

Для лирики в целом характерен разговор о прекрасном, возвышенном и волнующем, в лирическом произведении провозглашаются идеалы человеческой жизни. Основной принцип лирического рода литературы: как можно короче, но как можно ярче и полнее.


Совет 2: Что такое лирика

Не новость, что одно слово может иметь разные значения. Но бывает и иная ситуация – одно и то же слово обозначает в целом сходные вещи, но применяется в совершенно разных областях. Отличный тому пример – термин «лирика», который, никогда особенно не меняясь по смыслу, может применяться в разном контексте.
Инструкция
1
Лирика - это, прежде всего, род литературы, наряду с эпосом и драмой. Род этот включает в себя практически все формы стихосложения, но при этом объединяет их общей тематикой и идеей. Во главе угла в лирическом произведении находится не объективное восприятие реальности, а чувства поэта и (или) лирического героя. Главное здесь – внутренняя жизнь автора, его субъективное отношение к чему-либо, выраженное в форме внутреннего монолога или диалога, спора с самим собой. Талантливым в таком контексте можно считать произведение, которое, оставаясь глубоко личным переживанием, понятно и доступно любому, принимает «общечеловеческое значение». Безусловно, подобным талантом обладали все русские поэты-классики.
2
Сходное значение «лирика» имеет в музыке. Условно можно сказать, что любая грустная композиция считается «лирической», по тем же причинам, что и стихи в предыдущем пункте. Однако лиричной можно считать не только песню, но и просто мелодию, вводящую слушателя в состояние легкой грусти. Очевидно, что подобная музыкальная тема должна отличаться небольшой скоростью и быть спокойной. Технически же она должна исполняться в (как правило) минорной тональности.
3
Кроме того, «лиричным» может быть и состояние человека. Оно характеризуется повышенной сентиментальностью, романтическим настроем и в общем – эмоциональным, поэтическим взглядом на мир. Зачастую лиричное настроение подразумевает вдохновленность, стремление рисовать, писать стихи или заниматься иного рода творчеством.
4
В повседневной речи «лирика» имеет несколько утрированное значение. Выражения вроде: «Хотелось бы меньше лирики, а больше дела» употребляются с явным сарказмом. Подразумевается, что в тексте/книге/монологе слишком мало объективной и полезной информации, а в основном рассуждения, не имеющие отношения к делу или практической ценности. «Лирика» в данном случае используется как синоним слову «демагогия», т.е. «ненужные разговоры».
Видео по теме

Совет 3: Что такое ода

Ода – это особый стихотворный жанр, чрезвычайно популярный в различные исторические периоды. Представляет собой торжественное, даже патетическое стихотворение, прославляющее кого-либо или вдохновляющее на подвиг.
Инструкция
1
Ода как отдельный жанр появилась еще до нашей эры и поначалу являлась лирическим стихотворением, которое предполагало хоровое исполнение. Тематика была различна. Так, древнегреческий поэт Пиндар (около 520–442 г.г. до н. э.) в своих торжественных одах воспевал царей и аристократов, которые, считал поэт, удостоились благосклонности богов. В понятие одического произведения в те времена входили гимны, дифирамбы, хвалебные песни в честь богов, олимпийских победителей и т.д. Блестящим составителем од считался Гораций:

Кто из богов мне возвратил
Того, с кем первые походы
И браней ужас я делил,
Когда за призраком свободы
Нас Брут отчаянный водил?
2
Далее развитие оды приостановилось, и в начале нашей эры она как жанр не развивалась. И даже в средние века такого вида стихосложения в европейской литературе не существовало.
3
«Воскресла» ода в качестве торжественного стихотворения в Европе в эпоху Возрождения. Она стала особенно популярной в период европейского классицизма (16-17 вв.). Сочинению од посвятил значительную часть своего творчества основоположник французского классицизма Франсуа Малерб (1555–1628). Поэт прославлял абсолютистскую власть Франции. На одном из этапов творчества развитием одического жанра занимался Жан Батист Руссо.

После Малерба и Руссо видными представителями жанра оды во Франции были Лебрен, Лефран де Помпиньян и Ламот.
4
Считается, что в русскую литературу классическую оду привнес Антиох Кантемир. Другие литературоведы называют Гавриила Державина. Но и те, и эти сходятся в том, что собственно термин «ода» введен не ими, а Василием Тредьяковским, его «Ода торжественная о сдаче города Гданска» являет собой образец классической оды в русской поэзии.

Как и у древних греков, ода на Руси была призвана восхвалять кого-либо. Обычно в ней рассказывалось об известных и великих людях. Поскольку ода являлась жанром высокой литературы, славословить и превозносить рабочих или крестьян не было принято. Императоры, императрицы, их фавориты, высшие сановники – именно им посвящались оды.
5
Несмотря на большой вклад Кантермира, Державина и Тредиаковского в становлении одического жанра, подлинный основоположником русской оды, по мнению большинства литературных критиков, является Михаил Ломоносов. Именно он утвердил оду как основной лирический жанр феодально-дворянской литературы 18 века и обозначил главное ее назначение – служение и всяческое превознесение феодально-дворянской монархии в лице ее вождей и героев:

Молчите, пламенные звуки,
И колебать престаньте свет;
Здесь в мире расширять науки
Изволила Елисавет.
Вы, наглы вихри, не дерзайте
Реветь, но кротко разглашайте
Прекрасны наши времена.
В безмолвии внимай, вселенна:
Се хощет лира восхищенна
Гласить велики имена.
6
Русской поэзии свойственна не только торжественная, так называемая пиндарическая ода (от имени древнегреческого поэта Пиндара), но и любовная – анакреонтическая, нравоучительная – горацианская и духовная – переложение псалмов.
Знаменитыми сочинителями од в русской литературе были Гавриил Державин, Василий Петров, Александр Сумароков и др.
7
Конец 18 века ознаменовался началом падения европейского классицизма и, как следствие, - потерей значимости оды. Она уступила место новым на тот период времени стихотворным жанрам – балладам и элегиям.
8
С конца 20-х годов 19 века ода почти бесследно исчезла из европейской поэзии (и русской в том числе). Попытками возродить ее занимались символисты, но их оды носили, скорее, характер удачной стилизации, не более.
9
Ода нового времени – это не столь распространенное явление в поэзии, как было, например, в 17-18 вв. Однако и современные поэты нередко обращаются к этому жанру, чтобы воспеть героев, победы или выразить восторг по поводу какого-либо события. Главным критерием при этом считается не форма, а искренность, с которой написано произведение.

Совет 4: Что такое баллада

Французское ballade происходит от слова ballo, что на латыни означает «танцую». Балладой называется лирический рассказ с героическим или романтическим сюжетом, зачастую переложенный на музыку.
Родоначальницей баллады считается Франция. В тринадцатом веке в поэзии трубадуров появилась новая форма. Она пришла на смену канцоне - куртуазной песне, и представляла собой стихи с одинаковой длиной срок и рифмой, положенные на музыку. Окончательно канон баллады сформировался к четырнадцатому веку. Это было произведение в три строфы с посылом (обращением к конкретному лицу, например, князю или возлюбленной) и повторяющейся последней строкой.

В Средневековье мода на баллады распространилась по всей Европе. Сочинительством баллад не брезговали такие прославленные поэты как Петрарка и Данте. Английские баллады отличались военизированностью и политизированностью. В них воспевались подвиги Робин Гуда и короля Эдуарда Четвертого. А баллады, писавшиеся немецкими сочинителями, отличались общим мрачным тоном и зачастую рассказывали о потусторонней жизни. Один из классических примеров немецкой баллады - «Лесной царь». Это история о маленьком мальчике, который ночью скачет с отцом на коне по лесу, и жизнь которого забирает лесной царь, плененный красотой малютки.

Русская баллада произрастает из фольклора и ведет начало с дореволюционных времен. В девятнадцатом веке «балладником» называли Василия Жуковского, мастерски перекладывавшего на русский язык произведения эпохи немецкого романтизма. В числе его переводных баллад - «Лесной царь» и другие произведения Гете, а также баллады Шиллера, Вальтера Скотта и прочих известных романтиков. Писал Жуковский и собственные баллады. Одна из них, «Светлана», знакомая всем школьникам по строкам «Раз в крещенский вечерок девушки гадали», была признана современниками лучшим произведением в своем жанре.

В России баллада всегда была произведением драматическим, сосредоточенным на одном эпизоде без упоминания предыстории. В центре баллады, как правило, судьба одного героя, без описания его внешности и переживаний. Это объективный рассказ о событии, в котором сюжет важнее красочного описания, переходный жанр от фольклора к реализму. Классический пример русской баллады - «Песнь о вещем Олеге» Пушкина.

Среди великих русских поэтов и писателей авторами баллад становились и Михаил Лермонтов, и Афанасий Фет, и Алексей Толстой. Музыкальные баллады писали композиторы Глинка, Мусоргский, Римский-Корсаков, Бородин.

Баллада как жанр не прекратила своего существования и в советскую эпоху. Патриотические баллады с рассказами об эпических героях звучали по радио в концертах для фортепиано с оркестром и записывались на грампластинки.
Видео по теме

Совет 5: Что такое произведение

«Произведение» - еще один пример слова имеющего несколько значений или, по-научному, омонимов. Им пользуются в самых различных областях - от математики до юриспруденции.
Инструкция
1
В математике произведением называют результат перемножения двух или нескольких чисел или переменных между собой. Те же числа или переменные, которые умножению подвергаются, носят название множителей или сомножителей. Многие физические величины с точки зрения математики представляют собой произведения других физических величин. Например, мощность - произведение напряжения и силы тока, либо времени и энергии, а напряжение, в свою очередь, может быть рассчитано как произведение силы тока и сопротивления. Операцией, обратной умножению, является деление. Если произведение поделить на один из множителей, получится другой.
2
Иногда термин «произведение» используют в качестве синонима термина «осуществление». Например, в литературе по военному делу иногда встречается оборот «произведение выстрела». Но все же, так говорят и пишут очень редко. А вот глагол «производить» в качестве синонима глагола «осуществлять» употребляют значительно чаще.
3
В юриспруденции произведением называют один из видов объектов интеллектуальной собственности. Произведения охраняются так называемым авторским правом. Они делятся на три вида: произведения науки, литературы и искусства. Все они охраняются в течение одинакового срока: в течение всей жизни автора и семьдесят лет после его смерти. Право на произведение может переходить по наследству, и тогда правообладателями становятся наследники. Если в произведении имеется описание каких-либо практических действий, то воплощение этого описания на практике использованием произведения не считается (этим авторское право отличается от патентного). Зато его использованием считаются такие действия, как воспроизведение (в юридическом смысле этого слова так называют только копирование), публичные показ и исполнение, передача в эфир и по кабелю, создание производных произведений, перевод на другой язык, а также так называемое доведение до всеобщего сведения, то есть, говоря простым языком, выкладывание в интернет или другую телекоммуникационную сеть. В английском языке для обозначения произведения в юридическом смысле этого слова используется термин work - буквально, «работа».
Видео по теме
Источники:
  • произведение математика

Совет 6: Что такое гимн

В древние времена гимном называли хвалебную песнь божествам. Со временем гимны стали использовать для восхваления общественных деятелей, правителей, в качестве революционных песней и национальных символов. Это одна из художественных форм, лежащих в основе развития литературы в целом.
Инструкция
1
Вне зависимости от тематики все гимны обладают общими признаками. Для них характерно обращение к восхваляемому объекту, сравнения и описания его достоинств, зачастую гиперболических, метафорических образов, перечисление подвигов или чудес.
2
Исторически расцвет этого жанра приходился на те времена, когда главенствующую роль в жизни общества обретала религия. Также гимны слагались в эпохи экономического, а следом и морального упадка, когда возрастал интерес к мистике.
3
Гимны были широко распространены в литературе древнего Востока. Древнейшим литературным памятником считается Ригведа (веда гимнов) - собрание более тысячи гимнов, которые изначально существовали только в устной форме и передавались из поколения в поколение.
4
В Греции и Риме религиозные гимны не так значимы, но тем не менее они существуют в поэзии. Гимны включались в содержание трагедий, и в них преобладала эпическая составляющая. По этой причине иногда такие произведения становились исключительно фабульными. Кроме того, в Греции и Риме слагались гимны по случаю крупных праздников и заслуг общественных деятелей.
5
Расцвет гимнической формы произошел в эпоху раннего христианства. Особенно активно гимны использовались в Византии. Позднее вместе с христианством гимн проник и в славянскую культуру.
6
Новые мотивы появились в гимнах в эпоху Возрождения. Хвалебные песни насыщались пантеистическими образами. Участвуя в реформационных движениях, представители городской буржуазии переделывали католические гимны, создавая на их основе агитационные произведения.
7
Благодаря тому что гимны использовались как «боевая песня», появились национальные гимны – торжественные, но уже освобожденные от религиозного содержания. Они могли отражать революционные настроения («Марсельеза») или, напротив, служить образцом придворной официозной поэзии (God save the King). Наряду с подобными произведениями существовали и пародийные формы гимнов, в торжественной пафосной форме преподносящие комическое содержание.
8
Вместе с флагом и гербом гимн является национальным символом. Первым широко известным национальным гимном стал «Боже, храни короля». Впрочем, он не был утвержден в качестве официального. Несмотря на это на основе его мелодии были созданы первые гимны многих государств (в том числе российский «Боже, царя храни»). После того как национальные гимны стали утверждаться правительством, большинство из них получили собственную, уникальную мелодию.
Видео по теме
Источники:
  • БСЭ

Совет 7: Что такое элегия

Элегия – это жанр лирической поэзии. Изначально он определялся по форме стиха, позднее доминирующим стало определенное содержание и настроение стихотворения. В настоящее время элегией называется произведение с мотивами грусти и задумчивости.
Инструкция
1
Первоначально термин элегия обозначал определенную форму стиха. В древнегреческой поэзии так называли двустишие гекзаметр-пентаметр. В этой форме были созданы произведения самой разнообразной тематики. Архилох писал печальные, но в то же время обличительные элегии, Солон вкладывал в эту форму философское содержание, Тиртей и Каллин создавали воинственные элегии, Мимнерм использовал форму для анализа политических тем.
2
В поэзии древних римлян термин получает нескольно отличающееся толкование. Имея более свободную форму, элегии приобретают более определенное содержание – возрастает количество любовных произведений. Самыми знаменитыми римлянами, писавшими элегии, стали Тибулл, Катулл, Овидий.
3
В подражание античным образцам были написаны элегии в средние века и в эпоху Возрождения. Однако все это время жанр остается второстепенным. Его положение меняется, начиная с середины XVIII века. В 1750 году англичанин Томас Грей написал элегию, ставшую своеобразным образцом для авторов из разных стран. В России ее перевод сделал В.А. Жуковский («Сельское кладбище», 1802 г.). Стихотворение Грея стало своеобразной вехой, моментом, начиная с которого развивался сентиментализм. Поэзия отходит от четких законов и доминирования разума, уступая место глубоким внутренним переживаниям. В это время термин «элегия» обозначает стихотворение, пронизанное грустью и задумчивостью. Для подобных произведений характерны мотивы разочарования, одиночества, несчастливой любви, интимность переживаний.
4
Во второй половине XIX века жанр элегии утрачивает свою популярность, и это слово встречается лишь в качестве заглавий циклов и в названиях отдельных стихотворений.
5
Термин «элегия» используется и в музыке. Он обозначает музыкальное воплощение элегического стихотворения (например, романсы). Также по этому образцу создаются исключительно инструментальные произведения (элегии Чайковского, Листа, Рахманинова).
Видео по теме
Источники:
  • Элегия

Совет 8: Что такое сонет

Восторженность влюбленного сердца породила сонет, изящество которого до сих пор покоряет читателей. Его язык и ритм одновременно завораживает и умиротворяет, вдохновляет и впечатляет. Сонет - жанр на все времена.
Инструкция
1
Слово «сонет» переводится с итальянского языка как «песенка». Это стихотворное произведение лирического жанра. По своему содержанию сонет представляет определенную последовательность развития мысли: тезис, антитезис, синтез и развязка. Правда, этот основополагающий принцип соблюдался не всегда.
2
Сонет представляет собой единственный жанр лирики, где так вдохновленно слились воедино математика и гармония. Это стихотворная форма, состоящая из четырнадцати строк, расположенных двояким образом. Здесь могут иметь место два катрена и два терцета. Возможны также три катрена и дистих. Изначально предполагалось, что в катренах существует только две рифмы, а в терцетах могут быть как две рифмы, так и три.
3
Сонет - это произведение с определенной нормой слогов. Идеально, когда он содержит 154 слога, при этом в строках катренов на один слог больше, чем в строках терцетов.
4
История возникновения этого жанра поэзии вызывает много споров. Существует версия, что первоначально сонет был составной частью кансон - лирических песен трубадуров. Принято считать, что сонет зародился в XIII веке в Италии, а точнее на Сицилии. Он быстро стал самым популярным поэтическим жанром и моментально распространился по всей Европе, поэтому точную дату написания первого сонета установить так и не удалось. Первым же автором этого жанра называют поэта Джакомо да Лентино, нотариуса при дворе Фридриха II.
5
В самом названии этого лирического произведения есть указание на то, что сонет – это музыкальная поэтическая форма. Именно музыкальности сонета всегда придавалось и придается особое значение. Отчасти она достигается чередованием женских и мужских рифм. При написании сонета поэт должен опираться на правило, согласно которому, свое сочинение следует закончить женской рифмой, если оно было начато с мужской и, соответственно, наоборот.
6
На протяжении веков сонет являлся наиболее распространенным лирическим жанром. Его видовое разнообразие позволило стать ему одним из самых жизнеспособных видов лирики. За восемь столетий во всемирной литературе создано огромное количество сонетов разными авторами различных эпох и культур. Это и классические любовные сонеты, написанные Г. Кавальканти и Ф. Петраркой; и сонеты-манифесты, посвященные поэтическим пристрастиям, Ш. Бодлера и А. Пушкина; и сонеты-посвящения, например, сочинение А. Ахматовой «Художнику». Имеют место и развиваются такие виды сонетов как сонеты-мифологемы, основанные на преданиях, легендах о предшествующих событиях, описанных в литературе. Именно эта преемственность мужского и женского, прошлого и будущего, что заложена в самом жанре сонета, несет убеждение в том, что он бесконечен.
Видео по теме
Источники:
  • Сонет

Совет 9: В чем особенность научной фантастики как литературного жанра

Жанр научной фантастики имеет своих поклонников. Но этот жанр неоднозначно рассматривается литературными критиками. Некоторые из них склонны считать научную фантастику окололитературным жанром.
Самым известным фантастом мирового масштаба считается Жюль Верн. Интерес к его творчеству объясняется еще и тем, что большинство его фантазий со временем были реализованы.

Интерес к научно-фантастической литературе не всегда был однородным. С конца прошлого века интерес к процессу чтения резко упал. Потерял актуальность и жанр научной фантастики, на смену ему пришел молодежный жанр фэнтези.

Спецификой любой фантастики является создание особого виртуального пространства специфической реальности.

Предпосылки возникновения жанра научной фантастики



Стремление познать неведомое было характерно для человечества всегда. Первые попытки проникнуть за грань понимания можно проследить еще в наскальных рисунках и античных мифах.

Средневековые утопии уже можно считать продуктом воображения, который принял более конкретные формы в первых произведениях, имеющих все признаки научной фантастики. Главной предпосылкой возникновения жанра стала промышленная революция, в результате которой на формирование мировоззрения стали оказывать влияние научные поиски и открытия.

Классическая литература пришла к некоторому застою и уже не в состоянии была в полной мере удовлетворить запросы как читательской аудитории, так и части писателей, ищущих возможности реализовать собственный потенциал.

Особенности научной фантастики



Любое литературное произведение создает определенную реальность. Реальность научно-фантастического произведения находится в потенциальном состоянии в виде материальной структуры и воспринимается как актуальная виртуальная реальность.

Фанастическая гипотеза, предложенная автором становится либо фоном, на котором происходят события, либо сюжетной основой.

В основу классического научно-фантастического произведения положена техническая, социальная или научная идея, на реализацию которой имеются шансы в будущем.

Как характеризовал особенность научной фантастики классик жанра Рэй Бредбери: «Все достижения науки и техники, принесшие за последние пятьдесят лет пользу или вред человечеству, задолго до этого родились в голове писателя-фантаста».

В ходе становления жанра появились типичные приемы, свойственные только для него. Читательской аудитории нет необходимости объяснять, что такое телепортация, путешествие со скоростью света, аннигиляция и контрамоция и т.д. Специфика научно-фантастических клише позволяет автору не отвлекаться от сюжета.

В этом кардинальное отличие жанра научной фантастики от просто фантастики, к которой можно отнести фантастические образы Гоголя и Булгакова, произведения в жанре фэнтези и от других литературных жанров.
Видео по теме
Источники:
  • Личное мнение о научной фантастике как жанре
Источники:
  • Лирический род литературы
  • лирические произведения
Поиск
Совет полезен?
Добавить комментарий к статье
Осталось символов: 500