Совет 1: Как описать погоду

Впервые школьники встречаются с описаниями погоды в начальных классах. Юных натуралистов учат определять направление ветра, различать форму облаков, находить приметы времен года. Позже их знания об атмосферных явлениях будут расширяться на уроках географии. Отчет о фенологических наблюдениях – именно так называется описание погоды – ученик должен составить по определенной схеме.
Вам понадобится
  • - тетрадь в клетку ;
  • - термометр для улицы;
  • - калькулятор;
  • - листы бумаги формата А4;
  • - цветные карандаши;
  • - ручка;
  • - компьютер, подключенный к интернету.
Инструкция
1
Подготовьте дневник наблюдений за погодой. Его можно сделать из обычной толстой тетради в клетку, начертив таблицу со следующими графами: «Дата», «Время», «Продолжительность дня», «Температура воздуха», «Облачность», «Осадки», «Направление и сила ветра», «Особые явления и приметы времени года». Этой информации будет достаточно для младших школьников. Старшеклассники дополнительно могут ввести описание атмосферного давления, влажности, солнечной активности (радиации), влияния погоды на здоровье человека и т.д.
2
Определите период времени, в течение которого вы будете вести наблюдения. Это может быть неделя, месяц, сезон, полгода, год. Чем длиннее временной отрезок, тем больше данных для обобщения у вас накопится. В дневник, рассчитанный на неделю, вносить записи нужно несколько раз в день, например, утром, около полудня и вечером. При длительных наблюдениях за погодой старайтесь фиксировать основные показатели ежедневно в одно и то же время.
3
Приобретите термометр для определения температуры воздуха. Установить его нужно на внешней стороне окна. Записывая данные, обратите внимание на такой нюанс: находится ли ваш измерительный прибор в тени или под яркими лучами солнца.
4
Пользуйтесь данными ежедневных прогнозов погоды Гидрометцентра при описании влажности воздуха, атмосферного давления, солнечной активности, продолжительности дня. За другими погодными явлениями (осадки, облачность, сила ветра) наблюдайте лично. Обязательно отмечайте специфические сезонные признаки: первые листья на деревьях, радуга, гололед и т.д.
5
Проанализируйте изменения погоды, используя данные дневника. Вычислите среднесуточную температуру за период наблюдений. Для этого сложите все показатели в градусах Цельсия и разделите на количество дней. Выделите дни с максимальной и минимальной температурой.
6
Постройте температурный график. Начертите серым карандашом вертикальную линию. К середине вертикали проведите перпендикулярную горизонтальную прямую. Горизонталь разметьте на равные отрезки, обозначающие дни недели или числа месяца. Она будет соответствовать нулевому значению температуры воздуха. На вертикальной линии обозначьте температурные значения: выше горизонтальной прямой расположите «плюс», ниже – «минус». На пересечении даты и градусов поставьте точки и соедините их. Для наглядности низкую («минусовую) температуры изображайте синим цветом, высокую («плюсовую) – красным.
7
Определите преобладающее в период наблюдений направление ветра, проследите зависимость облачности от силы ветра. Опишите изменения влажности воздуха, продолжительности дня и ночи, колебания атмосферного давления и т.д.
8
Подробно перечислите все замеченные во время наблюдений сезонные природные явления: выпал первый снег, часто случались дожди с грозами, ежедневно дул холодный сильный ветер и т.д. Не забудьте поделиться личными впечатлениями о погоде.

Совет 2: Как вести дневник погоды школьнику

Большинству детей в рамках школьных занятий по природоведению или окружающему миру приходится вести дневник наблюдения за погодой. Это можно делать двумя способами: используя тетрадь и ручку, или же воспользовавшись специальной компьютерной программой.
Вам понадобится
  • - ручка;
  • - карандаш;
  • - тетрадь;
  • - термометр;
  • - флюгер;
  • - компас;
  • - календарь;
  • - компьютер.
Инструкция
1
Определите, куда будут записываться данные наблюдения за погодой – в тетрадку или же сохраняться в электронном виде посредством специальной программы. Если вы выбрали первый вариант, то расчертите тетрадь на несколько колонок, подписав их «Дата», «Температура», «Влажность», «Ветер», «Облачность», «Атмосферное давление».
2
Заполняйте каждую графу ежедневно, измеряя показатели в одно и тоже время (например, в двенадцать часов дня). Значение температуры воздуха определяется по термометру, расположенному за окном. Учитывайте, что он должен непременно находиться в тени, иначе показания будут неверными. Атмосферное давление следует определять по барометру.
3
Силу ветра – по шкале Бофорта (в баллах), а его направление по дыму, выходящему из труб или же по перемещению облаков нижнего яруса. Можно разместить в школьном дворе флюгер и воспользоваться компасом – они также дают возможность определить направление ветра. Отмечайте характер ветра: порывистый или ровный.
4
В графе «Облачность» записывайте информацию о внешнем виде наблюдаемой облачности, наличии или отсутствии просветов. При полном отсутствии облаков поставьте прочерк. Если облаков немного, ставьте «Облачно» (наполовину заштрихованный круг), если все небо затянуто тучами – «Пасмурно» (полностью заштрихованный круг).
5
Заносите данные об осадках в графу с одноименным названием «Осадки». В ней должна фиксироваться информация о характере и фазе осадков (Сильный снег, небольшой дождь). Если осадков не было, ставьте прочерк. Отмечайте информацию о различных явлениях природы, заинтересовавших вас (например: гроза, радуга, дымка, туман, град) в графе «Особые явления».
6
Определяйте среднесуточную температуру каждого дня (сумма наблюдаемых температур разделяется на количество сроков). Например, вы смотрели на термометр утром, в обед и вечером. Запишите показания, сложите их и разделите на три. Получившийся результат является среднесуточной температурой.
7
Воспользуйтесь данными метеостанции, если не можете определить какой-либо параметр (например, атмосферное давление или силу и направление ветра), посмотрите прогноз погоды. Подобную информацию можно легко получить, воспользовавшись интернетом. Однако, злоупотреблять этим методом не стоит, ведь вам необходимо научится вести самостоятельные наблюдения за погодой.
8
Если вы решили наблюдать за погодой с помощью специального компьютерного ресурса, то это освободит вас от технической нагрузки, позволит сконцентрироваться на содержании деятельности. Школьник занимается сбором информации, а ее фиксацию берет на себя компьютерная программа. Она сохраняет дату наблюдения, занесенные сведения, знакомит с фазами луны, долготой дня и народными приметами. Кроме этого, подобные программы автоматически создают месячный отчет, включающий минимальную статистику и общие изменения погоды в течение прошлого месяца.
Источники:
  • Дневник погоды для школьников
  • дневник погоды для школьников

Совет 3: Как определить погоду по приметам

Примет, по которым люди определяют погоду, довольно много. Условно их можно разделить по дням, по неделям, по месяцам и, конечно же, по времени года. Например, некоторые сельские жители опираются на такую примету: «Новый год погодный – к урожаю доводному». Есть подобные приметы и у студентов: «На Татьяну (25 января – Татьянин день) тепло – к раннему лету, а снег в Татьянин день – к сырому лету».

От примет к погоде

К дождю. За день до осадков в виде дождя можно увидеть, как ели низко опускают свои ветви, плотно прижимая чешуйки шишек друг к другу. Если цветы, а также акация и жасмин начинают сильно пахнуть, и над ними вьются мошки в большом количестве, то скоро начнется дождь. Осадки в виде дождя предвещают и громко каркающие вороны, и сильно кричащие галки.

К ясной погоде. Если на ночном небе отлично видны все звезды, составляющие Млечный путь, то хорошая погода придет через две недели и надолго установится в регионе. Если пчелы томно сидят на стенках своих улей, то можно ожидать теплого и ясного лета. Если светлячки ночью – яркие, то и грядущий день будет ясным.

К морозам. Перед морозом все деревья трещат. С сосен перед затяжными холодами часто опадают крупные шишки. Если кошка в доме свернулась в клубок, пряча свой нос под лапку, – грядут сильные холода! Руки и ноги ломит – к морозным зимам. Зимой в обеденное время тучи низкие – к сильной вьюге. Метель предвещают громко поющие снегири.

К потеплению. Потепление предвещает громкий и шумный лес. Если снега падает много, он крупный и напоминает хлопья, то не за горами теплая погода. Сороки, прыгающие с ветки на ветку в утреннее время, предсказывают оттепель. Одна из наиболее странных народных примет о теплой погоде: если на небе появилась красная луна – ближайшие дни станут теплыми.

Народные приметы о погоде – правда или вымысел?

Если верить народным приметам, посвященным погоде, то по одному единственному дню или какому-то явлению можно судить, какая же погода будет в ближайшее время. Например, согласно одной из старинных погодных примет, если на Старый Новый год (13 января) погода будет ясной, то и будущая весна должна быть дружной, лето – не очень засушливым, а осень – не слишком дождливая.

Сюда же можно отнести и самую известную погодную примету современности: предсказание пенсильванского сурка по имени Фил. Каждую весну 2 февраля (День сурка) некоторые американцы отправляются в небольшой городишко Панксатони, расположенный в американском штате Пенсильвания, чтобы услышать предсказания самого популярного «синоптика» современности – сурка Фила. Согласно этой примете, если сурок по выходу из своего «домика» видит собственную тень и обратно возвращается в норку, то зима продлится еще очень долго. Если же грызун не увидит тень и останется на улице, то и весна придет рано!

Верить в подобные приметы или нет – дело сугубо личное. Однако стоит прислушаться к мнению профессиональных синоптиков, не приветствующих подобные народные предрассудки: по их словам, определить погоду на день или даже на целый сезон лишь только по пению птиц или поведению деревьев – это предрассудки на уровне сплетен. Такие приметы далеки от истины, а сбываются некоторые из них только лишь благодаря обычному совпадению. Синоптики утверждают, что в большинстве случаев определять погоду по народным приметам – просто глупо!
Источники:
  • Гидрометцентр России
Поиск
Совет полезен?
Осталось символов: 500