Вам понадобится
  • Текст, в котором требуется определить авторскую позицию.
Инструкция
1
Порядок определения авторской позиции напрямую зависит от типа полученного задания и от текста, который вам предложен. В разных ситуациях и действовать придется по-разному.
2
Если вы работаете с текстом части С ЕГЭ по русскому языку, то задание «определите авторскую позицию» там сформулировано не будет. Ее и так нужно будет определить в своем сочинении, это один из обязательных его компонентов, отсутствие или неправильная формулировка которого карается баллами. Чтобы в таком тексте определить авторскую позицию, его нужно прочесть не менее двух раз и понять, о чем вообще говорит автор – выделить ту самую проблему, в которой автор и выражает свое мнение. Формулировать проблему текста нужно очень внимательно – неправильная проблема повлечет за собой и неправильное определение позиции.
3
Однако, даже если проблема выделена правильно, школьники все равно часто определяют авторскую позицию диаметрально противоположно, потому что могут, например, не почувствовать сарказма, который вкладывает автор в свои слова. Тем не менее, если вы уверены, что правильно поняли проблему и понимаете, что именно о ней думает автор, смело пишите об этом в сочинении отдельным абзацем. Сначала определяется тема и проблема, затем комментарий к проблеме, затем позиция автора, а затем ваша собственная.
4
Легкость работы с текстами части С в том, что они, как правило, носят больше публицистический характер. А вот с сугубо художественными текстами сложнее. Есть авторы, которые свое отношение к героям и проблемам, поднятым в произведении, напрямую не выражают вообще – они как бы отстраняются от того, что создали, отдавая это на суд читателя. Однако следы авторской позиции можно найти и в таких текстах. В них она спрятана повсюду – в художественных деталях, в репликах, характерах и внешности героев, в пейзаже, лирических отступлениях и даже в эпиграфах к главам. Работа по поиску этих следов непроста и порой требует наблюдательности, изучения текстов критиков и литературоведов, а возможно, и консультации учителя.
5
Попробуйте найти героя-резонера. Так называют героя произведения, который в тексте является носителем авторской идеи, средством выражения авторской позиции. Такой герой не участвует в основных событиях, однако дает им какие-то критические оценки. Хотя иногда резонером может стать и главный герой, как, например, Чацкий в «Горе от ума» Грибоедова.