Совет 1: Что такое символизм

Символизм - это эстетическое течение в литературе, музыке, живописи, архитектуре, сформировавшееся во Франции и других европейских странах на рубеже 19–20 веков. Огромное значение символизм имел и в русском искусстве, этот период впоследствии назвали «серебряным веком».
Инструкция
1
Термин «символизм» в искусстве был введен французским поэтом Жаном Мореасом. Становление символизма во Франции связано с именами крупнейших поэтов - Шарля Бодлера, Артюра Рембо, Поля Верлена, Стефана Малларме. Символисты радикально изменили различные виды искусства и само отношение к нему. Экспериментаторский характер нового течения, стремление к новаторству, космополитизм стали образцом для большинства направлений современного искусства. Символисты использовали недосказанность, таинственность, загадочность, намеки.
2
Предпосылки возникновения символизма возникли в результате кризиса, поразившего Европу во второй половине 19 века. Переоценка ценностей прошлого выразилась в творческом бунте против узкого натурализма и материализма и в свободе религиозно-философских исканий. Система христианских ценностей европейской цивилизации была расшатана. Ограниченность и поверхностность представлений о мире подтвердили множественные естественнонаучные открытия в области математики и физики. Открытие радиации, изобретение беспроволочной связи, квантовая теория и теория относительности пошатнули материалистическую доктрину. Мир оказался непознанным и непознаваемым. Сознание неполноты и ошибочности прежнего знания толкало на поиск новых путей постижения мира. Один из таких путей был предложен символистами.
3
По их мнению, символ обеспечивал целостное представление о реальности. Символистское движение главное значение придавало восстановлению связей с потусторонним миром, что выразилось в возрастании роли фантастического, в увлечении мистикой, теософией, оккультизмом, магией, языческими культами. Символистская эстетика углублялась в воображаемый, запредельный мир – сон и смерть, мир эроса и магии, в эзотерические откровения, измененные состояния сознания. Особую притягательность для символистов имели мифы и сюжеты о неестественных страстях, предельной чувственности, безумии, их привлекали гибридные образы - кентавр, русалка, женщина-змея.
4
Русский символизм имел те же предпосылки - кризис позитивного мировоззрения, обостренное религиозное чувствование. К этому течению можно отнести Анненского, Брюсова, Бальмонта, Гиппиуса, Мережковского, Сологуба, Блока, Соловьева, Волошина. Символизм положил начало модернистским веяниям и в культуре 20 века, обеспечил новое качество литературы. В творчестве крупнейших писателей, таких, как Ахматова, Цветаева, Платонов, Пастернак, Набоков – чувствуется сильнейшее влияние символизма.

Совет 2: Что такое синекдоха

Синекдоха (ударение делается на второй слог) – это один из литературных тропов, то есть художественных средств, фигур речи, призванных сделать литературный язык более выразительным.

О литературных тропах



Тропами в литературоведении называют различные риторические фигуры – метафору, метонимию, синекдоху, эпитет, гиперболу и так далее.

Метонимия («переименование») – это обозначение одного предмета через другой, словосочетание, где одно слово замещается другим. Например, когда мы говорим, что за обедом съели «две тарелки, подразумевая, конечно, не поедание тарелок, а две порции супа – мы используем метонимию.
Синекдоха – это частный случай метонимии.


Говоря «И вы, мундиры голубые…», М.Ю. Лермонтов подразумевает под «мундирами» их носителей – жандармов.

Еще один известный пример использования метонимии – фраза «Все флаги в гости будут к нам» из Пушкинского «Медного всадника»: под флагами подразумеваются страны.

Различают несколько видов метонимии: общеязыковую (то есть употребимую в обыденной речи), общепоэтическую (характерную для литературного творчества), общегазетную (часто встречающуюся в публицистике), индивидуально-авторскую и индивидуально творческую.


Синекдоха



Синекдоха – разновидность метонимии, при которой часть обозначается через целое, целое через часть, единственное число через множественное или множественное через единственное.
Примеры применения синекдохи в литературе и быту весьма многочисленны.


Например, у Николая Гоголя читаем: «Все спит – и человек, и зверь, и птица». В данном случае подразумевается, что спит множество людей, зверей и птиц, то есть множественное число обозначено через единственное. Пример из Лермонтова: «И слышно было до рассвета, как ликовал француз» - имеется в виду множество французов.

«Все мы глядим в Наполеоны» (Александр Пушкин) – здесь наоборот, очевидно, что подразумевается один конкретный человек, то есть единственное число обозначено через множественное.

«Имеете ли вы в чtм-нибудь нужду? — В крыше для моего семейства» (Александр Герцен) – под крышей подразумевается дом. То есть целое обозначено через свою часть. Точно так же у Николая Гоголя: «Эй, борода! А как проехать отсюда к Плюшкину?» - под «бородой» подразумевается, конечно же, ее носитель – человек.

«Ну что ж, садись, светило» (Владимир Маяковский) – здесь вместо видового названия (единственное солнце) называется родовое (светил может быть много – луна, звезды).

«Пуще всего береги копейку» (Николай Гоголь) – наоборот, вместо родового названия (деньги) используется видовое, конкретное «копейка. Кстати, именно эта синекдоха достаточно часто используется и в бытовых речевых оборотах.
Видео по теме
Источники:
  • Символизм в литературе
Поиск
Совет полезен?
Добавить комментарий к статье
Осталось символов: 500