Совет 1: Как написать очерк о человеке

По мнению Горького, «осью очерка… всегда должны быть живые люди». Есть еще одно важное уточнение писателя: очерк стоит где-то между исследованием и рассказом. Этот нелегкий жанр действительно вбирает в себя и рациональность фактов, и эмоционально-образное их отражение. В хорошем портретном очерке документализм, публицистика и художественное творчество гармонично взаимодополняют друг друга, и рассказ о человеке становится правдивым, интересным и живым повествованием.
Инструкция
1
Очерк - один из наиболее трудоемких журналистских материалов. В центре портретного очерка - личность, характер. Приступая к написанию произведения, обозначьте для себя два вектора, два объекта предстоящего жизнеописания. Первый - это социальные отношения вашего героя с его окружением, второй - его внутренняя жизнь.
2
Написанию очерка предшествует сбор материалов о вашем герое. Беседы с ним и интервью с теми, кто его хорошо знает - основные источники информации. Главное - понять человека, о котором будете писать, почувствовать его, узнать о том, чем он живет, чем гордится в этой жизни и о чем больше всего сожалеет. Выберите ключевые моменты.
3
Без ссылки на основные вехи биографии в очерке не обойтись, но главное здесь - не подменить интересный рассказ изложением анкетных данных. Читателю интересна человеческая натура в действии. Рассказать о положительных чертах характера вашего героя (честности, трудолюбии, настойчивости и других) вы должны не простым перечислением, а фактами. Покажите, как он вел себя в неординарных ситуациях, в драматические моменты своей жизни.
4
Описывая тот или иной поступок героя вашего очерка, покажите его мотивацию. При этом важно образно прокомментировать индивидуальные и типические черты характера, психологические особенности личности. И вам, и читателю должны быть интересны оригинальные мысли выбранного вами лица.
5
Каждый человек неминуемо связан и с общественно-политическими, и с экономическими, и с социально-нравственными процессами, происходящими в обществе (как неакадемически это звучит). Важно уметь в том или ином событии индивидуальной жизни показать связь с этими процессами, отношение к ним. Попытайтесь соотнести социальный опыт вашего героя с опытом его поколения. Возможно, у вас получится сделать некую реконструкцию исторического события через факт, яркую деталь его биографии.
6
Если ваш выбор - персона с большими общественными заслугами, подчеркните примерами значимость всех достижений. Публицистическая составляющая в таком очерке будет значительной, а тема духовных исканий, творчества - одной из основных. У хорошего очерка есть одно примечательное качество. Он дает читателю не только познание чужой жизни, иного жизненного опыта, ошибок и мечтаний, но и подталкивает к осмыслению своих.

Совет 2: Как начать портретный очерк

Портретный очерк – жанр публицистической прозы, призванный раскрыть духовный мир человека, его характер, психологические характеристики, привычки путем описания конкретных поступков и их последствий.
Инструкция
1
Начать портретный очерк необходимо с поиска героя. На первый взгляд может показаться, что портретный очерк будет иметь больший успех, если в качестве главного героя выступит знаменитая личность. Современные СМИ пестрят разнообразной информацией о звездах и представителях элиты. Читатель уже изрядно утомлен бесконечными разводами, скандалами, изменами и интригами. Поэтому люди с большой теплотой примут очерк о таком же простом и на первый взгляд не примечательном человеке, как они сами.
2
Приступайте к сбору информации. Жанровая особенность портретного очерка в том, что он гармонично сочетает документальное и художественное начало. Учитывайте это при сборе информации. Разграничьте фактографические сведения и информацию экспрессивно-оценочного характера.
3
Наилучшего результата вы добьетесь, если будете черпать сведения из разных источников. Возьмите интервью у будущего героя вашего очерка. Поговорите с его родными, знакомыми, сослуживцами. Чтобы составить полную картину ознакомьтесь с официальными документами.
4
Собрав всю необходимую информацию, составьте предварительный план портретного очерка. Композиция произведений данного жанра включает в себя завязку, развитие действия, кульминацию и развязку. Если вы считаете необходимым расширить композиционный строй, то можете добавить пролог и эпилог.
5
Определите структуру очерка. Вы можете излагать информацию как в хронологическом порядке (он был …, затем сделал …, потом стал… и т.д.), так и в обратном (сейчас он... занимается…, но было время, когда этот человек… и т.д.).
6
Только после выбора последовательности подачи материала приступайте к вводной части. Попутно записывайте интересные мысли, тезисы, цитаты, которые пригодятся вам в дальнейшей работе над очерком.
Видео по теме

Совет 3: Как написать очерк

Очерк - один из самых интересных жанров. Он существует на стыке журналистики и литературы. К сожалению, большинство школьников и студентов пишут очерки так, как писали бы сочинения или статьи для школьной газеты, хотя этот жанр гораздо сложнее. Филологи выделяют в очерке три компонента: социологический, публицистический и образный.
Инструкция
1
Социологический. В очерке должны быть затронуты социально важные темы. Предположим, это подростковая преступность. Автор исследует эту проблему, и очерк - итог этого исследования. Так, например, очерк может включать в себя цифры статистики: количество колоний для несовершеннолетний, численность малолетних преступников, количество преступлений совершенных подростками. Но забивать очерк сухими цифрами нельзя. Они лишь придают ему серьезность. Это опора для художественного повествования.
2
Публицистический. Подразумевается, что автор должен опираться на факты, строить логичные выводы, ясно обозначать свою авторскую позицию, то есть он работает, как журналист. Именно здесь широкая проблема подростковой преступности должна быть конкретизирована. Например, автор может исследовать причины, по которым подростки становятся преступниками (неблагополучные семьи, отсутствие досуга). Может, узнать больше о механизмах помощи подросткам, попавшим в беду (телефоны доверия, их работа). Автор документального очерка, как и журналист, может провести один день с работником комиссии по делам несовершеннолетних. Хороший очеркист - великий знаток жизни.
3
Художественный. Автор очерка создает яркое описание, выводит на первый план героев своего очерка - наиболее типичных героев таких ситуаций. Он должен обозначить их взаимодействие. Например, можно описать, как инспектор ПДН приходит в неблагополучную семью, и ребенок почти с ненавистью смотрит на официальное лицо. Какими бы родители ни были, он их любит. Да и мир уличного криминала для запущенного подростка ближе, чем представитель закона. Герой или ситуация в очерке всегда подчинены авторской задаче отразить какую-либо проблему.
4
Прежде чем писать очерк надо набросать его структуру: обозначить социальную проблему, проанализировать, как она решается, связать авторские рассуждения с характерами наиболее ярких персонажей. То есть композиционно очерк должен связывать размытые цифры статистики с реальными житейскими драмами, сводки криминальной хроники со глазами ребенка, чьего пьющего отца суд лишает родительских прав. Начинать очерк можно как с художественной зарисовки: "Щуплый мальчонка в огромных кирзовых сапогах и заношенном пуховике стоит у магазина и жалобными глазами смотрит на проходящих покупателей..." Можно с описания среды обитания: "В этом поселке спиваются уже к тридцати годам...". А можно начать с социологии и статистики: "Количество деревенских школ... ".
5
Специалисты выделяют до 50 жанров жанровых разновидностей очерка. Например, документальный (реальные люди в реальных событиях), беллетристический (ситуация типичная, но персонажи вымышленные). Портретный подразумевает типичного представителя среды. Через портрет рыночного торговца читатель получает представление о мире, в котором он живет. Очерк может быть путевым. Это всем известные записки автостопщиков и туристов. Очерк может быть и негативным, и позитивным, где рисуются герои, преодолевающие житейские невзгоды и помогающие другим, или предприятия, которые нашли свой путь к процветанию. И автору важно понять и передать читателям рецепт успеха. Очерк тем и интересен, что почти не ограничивает фантазию автора и его любопытство.
Обратите внимание
Если в очерке присутствуют элементы диалога, то речь героев должна нести отпечаток их социальной среды. Так, например, беспризорник говорит слово "тётя" и не говорит "женщина". Автор имеет право корректировать речь, если герои общаются инвективами.
Полезный совет
Нужно избегать сухих казенных фраз и речевых штампов. И читать Антона Чехова и Владимира Гиляровского. Гиляровский - один из блистательных очеркистов и журналистов XIX века.
Источники:
  • Литературная энциклопедия. Очерк

Совет 4: Как написать портретный очерк

Если вы собираетесь написать хороший портретный очерк, а не просто составить фоторобот, то вам понадобится развитая наблюдательность и некоторый опыт чтения подобной литературы.
Инструкция
1
Начинать действовать можно сразу в обоих направлениях. Читая классиков, которые в изобили оставили своим потомкам портертные зарисовки своих великих современников, приучите себя быть внимательным со всеми встречающимися вам людьми, будь то знакомые, друзья-приятели, просто прохожие на улице или случайные соседи по общественому транспорту. Подмечайте наиболее выразительные черты лица и телосложения. Обращайте внимание на походку и жесты, манеру говорить, вслушивайтесь в стиль речи.
2
Попробуйте поиграть в интересную игру, которую практикуют на режиссерских факультетах творческих вузов – попытайтесь угадать, кто находится перед вами, человек какой профессии, в каких отношениях он находится со своим спутником или спутницей или кто кем кому доводится. Все, что вам покажется интересным, записывайте – тренируйте руку. Носите с собой блокнот для записей. Со временем у вас выработается способность отделять зерна от плевел и записывать только самое яркое и специфическое, свойственное только этому человеку.
3
Портретный очерк или словесный портрет не обязательно должен состоять только из описания внешности вашего героя, его походки и жестов. Характеристики его внешнего облика могут послужить вам отличным зеркалом, отражающим его внутренний мир. Как про глаза говорят, что они – зеркало души, так и руки могут многое рассказать о человеке.
4
Но не ограничивайте себя описанием только вашего визуального впечатления от портретируемого. Подключите и другие каналы восприятия: слух, осязание, даже обоняние. Как звучит голос того, о ком вы собираетесь написать? Как выражается характер через голос персонажа? Каково на ощупь его рукопожатие? Есть ли у него какой-то особенный запах?
5
Вы можете пойти еще одним путем – описать какой-нибудь яркий случай из жизни вашего персонажа и тем самым проиллюстрировать, как через поступок проявляется характер, дать портрет в действии, показать вашего героя в жизни, а не просто в обрамлении красивых слов.

Совет 5: Как написать проблемный очерк

Очерк - это художественно-публицистический жанр, для него характерен синтез художественного описания и аналитического начала. В проблемном очерке автор поднимает и анализирует какую-либо политическую, экономическую, социальную, философскую или культурную проблему. Цель такого очерка - понять причину возникновения проблемы и проанализировать дальнейшие пути ее развития.
Инструкция
1
Чтобы написать проблемный очерк, нужно хорошо разбираться в той теме, которую вы выбрали. Очерк предполагает глубинный анализ, ограничиваться здесь поверхностными описаниями нельзя. Поэтому прежде, чем начинать создавать проблемный очерк, изучите явление, почитайте необходимую литературу, посмотрите, что писали по этому поводу другие авторы. Проблема должна касаться лично вас, быть для вас интересной и важной, только серьезное отношение к теме и неподдельное желание разобраться в сложной ситуации может сделать очерк по-настоящему живым и правдивым.
2
Авторское «я» в очерке выражается очень ярко. Помните о том, что писать нужно от первого лица, знакомить читателя именно со своим видением проблемы. Вы должны глубоко проникнуться проблемой, ярко обрисовать ее перед читателем и выразить свое отношение. Для того чтобы придать очерку драматизм, можно сталкивать противоположные мнения. Разыщите нескольких героев, каждый из которых относится к проблеме по-разному, конфликт в очерке важен точно так же, как и в большинстве прозаических произведений.
3
Очерк не должен быть перегружен всевозможными цифрами, статистиками и графиками. Использование сухой и точной информации - это признак статьи. Очерк же пишется живым художественным языком. Если вы все-таки хотите использовать статистические данные, сопровождайте их собственными комментариями и примерами, цифры должны восприниматься читателем легко. Старайтесь сделать так, чтобы ваш очерк напоминал повесть или рассказ. Допускаются пространные размышления и параллели с другими художественными текстами или событиями. Главное - не забывать о достоверности. Вся информация, которую сообщает автор, должна быть правдивой и проверенной. Очерк допускает художественные обороты, но вымысла в нем быть не должно.
Видео по теме

Совет 6: Как написать путевой очерк

Путевой очерк – это журналистский жанр, в котором может проявить себя как профессионал, так и начинающий журналист. Он относится к тем жанрам, которые стояли еще у истоков журналистики и имеет некоторые отличительные особенности.
Инструкция
1
Поставьте цель, которую будет преследовать ваш путевой очерк. Для чего вы его пишете? Может быть, чтобы рассказать людям о том, что вас взволновало? Или, быть может, вы хотите таким образом отразить политическую или культурную ситуацию в той или иной стране? Цели могут быть самыми разными, поэтому их нужно сформулировать заранее и постоянно держать в голове.
2
Изучите путевые очерки других авторов. Множество известных писателей, таких, как Пушкин, Радищев, Новиков, а из более поздних – Ильф и Петров создавали прекрасные путевые очерки. Пусть их работы будут для вас эталоном.
3
Отправьтесь в путешествие. Писать путевой очерк просто фантазируя нельзя. Это именно тот жанр, который предполагает ваше личное присутствие в описанном месте. Не столь важно, куда вы отправитесь - в кругосветное путешествие или в соседнюю деревню. Главное, что вы должны своими глазами видеть то, о чем пишете, переживать это на собственной шкуре.
4
Во время путешествия делайте какие-то важные пометки. Не обязательно сразу садиться и писать весь очерк целиком. Просто запоминайте события, интересные моменты, детали местного колорита, которые вы заметили, отмечайте, что вам понравилось и не понравилось. Помните, что вы не должны концентрировать свое внимание на какой-то определенной личности – это уже выходит за рамки понятия классического путевого очерка.
5
Делайте фотографии. Человеческая память не слишком долговечна, и чтобы написать действительно качественный и интересный очерк, лучше освежить воспоминания. И в этом вам помогут не только ваши пометки, но и фотоснимки. Вы можете также вести аудиодневник – записывайте на диктофон какие-то вещи, которые вас взволновали, привлекли ваше внимание.
6
Соберите все свои предварительные записи и снимки, внимательно их изучите. Теперь напишите полноценный качественный текст. Отложите его на некоторое время и вернитесь к нему снова. Возможно, вы захотите чем-то дополнить его, что-то в нем доработать.

Совет 7: Как написать мотивацию

Мотивация сотрудников на лучшее выполнение своих должностных обязанностей может быть денежная или нематериальная. Конечно, первое всегда предпочтительнее, но и о втором варианте забывать не стоит. Внимание к сотрудникам со стороны руководства ценится очень высоко.
Инструкция
1
Начните написание мотивации с целей, которые хотите достигнуть. Это может быть повышение производительности труда, увеличение притока новых клиентов, обработка большего количества информации, создание благоприятной обстановки в коллективе и т.д. От этого зависит то, какими методами придется добиваться положительного результата.
2
Продумайте, каким способом будут учитываться рабочие показатели. Это просто для организаций, занимающихся продажами. Кто больше принес денег, тот - лучший сотрудник. А вот как посчитать, сколько пользы принес учитель или дирижер? В этом случае подойдет написание общей мотивации, исходящей из затраченных на труд часов.
3
Самая лучшая мотивация для менеджеров по продажам - процент от заключенных сделок. Если это уже введено, пропишите в положении конкурс на лучшего продавца. Укажите, сколько денежных средств должно поступить от новых клиентов, а сколько - от уже привлеченных. Человек, который выполнит или превысит эти требования, получит дополнительную премию.
4
Кроме того, разместите фотографию победителя на корпоративном сайте или доске почета. Опишите его заслуги. Это мотивирует других добиваться таких же высоких результатов.
5
Сотрудников, не связанных с зарабатыванием денег для компании, тоже обязательно нужно мотивировать. Даже если достаточно средств в бюджете на это не выделено, постарайтесь обозначить для них определенные бонусы. Это может быть добровольное медицинское страхование за половину стоимости, билеты на спектакли, походы в спа-салон и т.д. Лучшему сотруднику вручайте подарочные сертификаты. Если вы - издательская компания, все это можно получить по бартеру, не тратя казенные деньги.
6
Пропишите в мотивации корпоративные вечеринки по поводу дня рождения компании, окончания года и т.д. Их можно провести даже в офисе. Главное, чтобы руководитель подготовил и озвучил речь, в которой благодарность за работу была вынесена не только подразделениям, приносящим деньги, но и тем, кто их работу обеспечивает.
7
Проведите выборы человека месяца и поздравьте его на корпоративе. Это может быть, например, уборщица, которая моет полы чище всех. Остальной технический персонал сразу почувствует себя нужным и будет стремиться завоевать это почетное звание.
Видео по теме
Источники:
  • как написать мотивированное заявление

Совет 8: Как написать интересный рассказ о себе

Рассказ о себе написать достаточно просто, но вот сделать его привлекательным для читателя - это более сложная задача. Ведь ваша жизнь, несомненно, интересна для вас самих, а также для родных и близких, а вот посторонних людей необходимо еще и заинтриговать.
Инструкция
1
Обязательно продумайте сюжет, ведь без него ваша задумка будет обречена на провал. Многие считают, что рассказ будет интересен читателям только за счет отличного стиля в написании. Однако описание собственных воспоминаний на две страницы вряд ли заинтересуют человека, они, скорее, его усыпят. Поэтому продумайте интригу, заинтересуйте своего читателя с самого начала, пусть он с нетерпением «проглатывает» каждый новый поворот сюжетной линии. Конечно, важны и описательные моменты, и ваши переживания, чувства, мысли. Только все это должно быть в умеренном количестве.
2
Сюжет не сможет спасти рассказ, если вы напишите его «коряво». Читатель еще простит грамматические ошибки, но вот неправильно оформленная прямая речь, пропущенные запятые и лексические ошибки сведут на нет все ваши старания. Никогда человек не станет читать тот рассказ, который соответствует уровню изложения ученика восьмого класса. Поэтому следите за своим стилем написания, ставьте себя на место читающего человека.
3
Вы можете приобрести для себя учебник, который учит писать рекламные тексты. Там приведено множество ярких примеров того, как написать интересный и привлекательный текст. Самое первое предложение должно вызвать интерес у читателя. Ваша задача в этом случае заставить его прочитать собственное произведение до самого конца.
4
Немного не договаривайте, заставляйте читателей поволноваться. Недосказанность – это отличный прием, которым с удовольствием пользуются многие профессиональные авторы. Если человек после прочтения вашего рассказа станет думать о вашей судьбе, размышлять о том, что случится дальше, то значит, ваше произведение оказалось успешным.
5
Искренность и полнота чувств подкупают, именно поэтому рассказы от первого лица зачастую пользуются огромной популярностью. Пишите о себе, только излагайте все факты интересно, грамотно и стильно, используя все литературные приемы. Заставьте своего читателя посмеяться, погрустить и посочувствовать вашим переживаниям. Если ваше произведение способно вызывать такие эмоции, то считайте, что задача выполнена.
Источники:
  • интересные рассказы о себе
Обратите внимание
Начинающих очеркистов часто волнует вопрос: допустим ли авторский вымысел в очерке? Фантазия, никак и ничем не связанная с реальными событиями из жизни человека, неприемлема. А вот домысел как художественный прием уместен, если нет искажения самого факта. Классический пример - описание настроения человека в той или иной ситуации. Достоверно это может знать только сам человек. Но предположить и образно описать эмоции героя в конкретных обстоятельствах можно.
Полезный совет
Будьте внимательны к деталям и любой уникальности в жизнеустройстве героя вашего очерка. Постарайтесь открыть в выбранном индивидууме особые черты характера, «изюминку» в профессии или хобби, своеобразие в отношениях с родными и друзьями. Попробуйте описать его необычный взгляд на привычные вещи. Любой «говорящий» штрих может сделать образ живым и привлекательным.
Источники:
  • портретный очерк пример
Поиск
Совет полезен?
Осталось символов: 500
к
Honor 6X Premium
новая премиальная версия
узнать больше