Совет 1: Как составить схему предложения с прямой речью

Прямая речь используется в художественных, публицистических, научно-популярных текстах для дословной передачи высказывания или мыслей какого-либо лица. Предложения с прямой речью состоят из двух частей: реплика персонажа и пояснения автора. Объединение частей происходит без введения союзов. В зависимости от места нахождения в предложении слов автора существует несколько способов оформления прямой речи на письме. Для каждого из них можно составить особую схему.
Инструкция
1
Прочитайте текст, для которого требуется составить схему. Найдите прямую речь. Для наглядности ее можно выделить, например, подчеркнуть красным карандашом. Определите, где начинаются и заканчиваются слова автора. Их подчеркните карандашом синего цвета. Обратите внимание, продолжается ли прямая речь после слов автора. Она может состоять из одного или двух предложений, связанных между собой интонационно.
2
Отметьте, какую эмоциональную окраску имеет прямая речь. Предложение может быть восклицательным, повествовательным, вопросительным. В конце его ставится соответствующий знак препинания, что важно отразить в схеме.
3
Используйте условные обозначения для составления схемы. Слова автора, как правило, обозначают заглавной или строчной буквой «а», высказывание персонажа – заглавной или строчной буквой «п». Речь персонажа заключается в кавычки. От слов автора ее отделяет тире. Однако тире не ставится перед прямой речью, начинающей предложение.
4
Проверьте составленную вами схему. Она должна соответствовать одному из приведенных ниже образцов. Если ваш вариант отличается от стандартного, возможно, вы допустили ошибку при определении места прямой речи и слов автора, либо пропустили необходимый знак препинания.
5
Схема №1: прямая речь перед словами автора. Высказывание персонажа пишется с заглавной буквы и заключается в кавычки. В конце него ставится запятая, восклицательный или вопросительный знак в соответствии с интонацией предложения. Слова автора пишутся со строчной буквы и отделены от прямой речи тире. Примеры:
1. «Гости пожаловали», - сказал отец.
2. «Гости пожаловали!», - обрадовался отец.
3. «Гости пожаловали?» - удивился отец.
Для этих предложений схемы будут выглядеть следующим образом:
1. «П», - а.
2. «П!» - а.
3. «П?» - а.
6
Схема № 2: прямая речь после автора. Слова автора пишутся с заглавной буквы. После них ставится двоеточие. Далее в кавычках с заглавной буквы следует прямая речь. Примеры:
1. Отец сказал: «Гости пожаловали».
2. Отец обрадовался: «Гости пожаловали!»
3. Отец удивился: «Гости пожаловали?»
Схемы подобных предложений имеют вид:
1. А: «П».
2. А: «П!»
3. А: «П?»
7
Схема № 3: слова автора внутри прямой речи. В этом случае в кавычки заключается все предложение. После первой части прямой речи ставится запятая. Авторская часть пишется со строчной буквы. Перед словами автора и после них ставится тире. Вторая часть прямой речи может быть продолжением первой, тогда она пишется со строчной буквы. Если же это самостоятельное предложение, после слов автора ставится точка и далее текст начинается с заглавной буквы. Примеры:
1. «Гости пожаловали, - сказал отец, - пойду им навстречу».
2. «Гости пожаловали, - сказал отец. – Пойду им навстречу».
Правильные схемы предложений в этом случае:
1. «П, - а, - п».
2. «П, - а. – П».
8
Схема № 4: прямая речь внутри слов автора. Первая часть слов автора пишется с заглавной буквы, вторая – со строчной. Прямая речь заключается в кавычки. Перед ней ставится двоеточие, после нее – интонационно необходимый знак препинания и тире. Примеры:
1. Отец сказал: «Гости пожаловали», - и пошел им навстречу.
2. Отец обрадовался: «Гости пожаловали!» - и пошел им навстречу.
3. Отец удивился: «Гости пожаловали?» - и пошел им навстречу.
Для таких предложений подходят следующие схемы:
1. А: «П», - а.
2. А: «П!» - а.
3. А: «П?» - а.

Совет 2: Как составить схему предложения

Схема предложения - не просто прихоть преподавателей. Она позволяет лучше понять структуру предложения, определить его специфику, наконец, быстрее разобрать. Любая схема - это прежде всего наглядность; согласитесь, что когда имеешь дело, например, с Львом Николаевичем, наглядность для понимания предложения очень нужна.
Инструкция
1
Начать нужно с определения, какими членами предложения являются слова. Сперва определите подлежащее и сказуемое - грамматическую основу. Так у вас уже будет вполне определённая "печка", от которой можно будет "плясать". Затем распределяем по членам предложения остальные слова, учитывая то, что все они делятся на группу подлежащего и группу сказуемого. В первую группу входит определение, во вторую - дополнение и обстоятельство. Учтите и то, что некоторые слова не являются членами предложения (например, союзы, междометия, вводные и вставные конструкции), а бывает и так, что сразу несколько слов все вместе составляют один член предложения (деепричастные и причастные обороты).
2
Итак, у вас уже есть какая-то начальная схема предложения. Если вы уберёте сами слова и оставите только линии, которыми подчёркиваются члены предложения, то это уже можно считать схемой. Однако, предположим, в вашем случае всё сложнее. У вас, например, предложение осложнённое, то есть, например, в нём есть деепричастный оборот. Такой оборот полностью подчёркивается как обстоятельство, а на схеме будет отделяться от остальных линий вертикальными чёрточками: ,|_._._._._|,
3
Если у вас сложное предложение, то на схеме нужно будет отразить все предикативные части, которые вы найдёте в этой громаде. Предикативную часть можно выделить посредством поиска в предложении всех грамматических основ: одна грамматическая основа - одна предикативная часть. То есть, если у нас сложносочинённое предложение (то есть, части в нём равноправны и одна от другой никак не зависит), то обе части мы будем выделять квадратными скобками, а между ними поместим знак препинания и союз, который их соединяет: [], и [].
4
Если же у вас сложное предложение, то вам придётся показать все взаимосвязи между частями, поскольку в таком предложении одна часть подчиняется другой. Та, которой подчиняются, - главная, та, которая подчиняется, - придаточная. Главная обозначается квадратными скобками, придаточное - круглыми: [], (который... ). Такая схема будет уместна для предложения, например: "Мы увидели дом, который построил Джек", и предложение будет сложноподчинённым с придаточным определительным.
5
При составлении схемы учитывайте требования вашего преподавателя, поскольку требования эти могут различаться. Также не забывайте, что схема - это как бы прелюдия к разбору предложения, поэтому чем больше вы напишете в схеме, тем больше сможете понять и потом сказать. Но не перегружайте схему: например, зачастую ни к чему показывать на схеме большого сложноподчинённого предложения все члены предложения, которые там есть. Можно отметить только грамматическую основу.
Видео по теме
Источники:
  • составление схем предложений
Источники:
  • Чужая речь и способы ее передачи
  • предложения с прямой речью примеры
Поиск
Совет полезен?
Осталось символов: 500