На португальском языке «пенитентес» означает «кающийся». В переводе же с немецкого примерно такое же значение, кающиеся снега, у понятия «кальгаспоры». Остроконечные вершины напоминают белые головные уборы священнослужителей.

Реальность и гипотезы

Сходство усиливается тем, что «смотрят» кальгаспоры в одном направлении, на восток. В пустыне Атакама такая ориентация совпала с направлением ветра. Местные жители уверены, что именно ветер стал «скульптором».

Точно такая же картина просматривается повсюду: строгое равнение на восток. Наука считает, что причиной стал не ветер, а ориентация вдоль параллелей, ведь образуются кающиеся снега ближе к экватору. Лучи солнца там падают практически отвесно.

Наблюдения за крестовым братством стали причиной появления гипотезы об образовании благодаря солнцу. Снег растапливается лишь с одной стороны. В итоге появляются впадины, отражающие свет от одной и «подтачивающие» в результате противоположную сторону.

Примеры

Ученые выяснили, почему от яркого солнца снег целиком не тает. По мнению исследователей, причиной стали сухость воздуха, неровность поверхностии ее каменистость. Это обеспечивает условия для «взаимоподтачивания» с отражением света солнца или испарения. Из твердого состояния жидкость переходит сразу в газообразное, то есть сублимируется.

В жаркой Атакаме такая картина смотрится весьма эффектно: снежные иглы словно вырастают из раскаленной почвы, хотя осадки выпадают в этой местности крайне редко. Правда, из-за обильного снегопада в 2011 появлялись опасения о возможном наводнении.

Кальгаспоры обычно занимают многокилометровые площади, а привычный размер игл – 6 метров. Самых заметных, тридцатиметровых «монахов», обнаружили на Эвересте, на леднике Кхумбу.

Ученым так и не удалось ответить, как идет процесс образования ледяной чащи. По одной из гипотез острая вершина осаждает влагу, образующую при стекании вниз «сосульку наоборот».

Поиски продолжаются

Исследователи предполагают, что воздействуют на процесс и электромагнитное поле, и солнечная радиация. Наука уверяет, что ветер не играет никакой роли, хотя местные жители уверены в обратном.

Альпинисты используют кальгаспоры как своеобразные ступеньки с перилами на особенно крутых склонах, где для спуска либо подъема требуется слишком много времени и сил.

Интересно, что пенитантес «найдены» и на других планетах. Образования «монахов» есть на поверхности покрытой ледяной коркой Европы, спутника Юпитера.

Загадки планеты: кающиеся снега

Любоваться людям более привычно таинственными красотами родной планеты. Неизведанного на ней вполне достаточно.