Б. Васильев «В списках не значился»

Главный герой книги – молодой лейтенант Николай Плужников, накануне Великой Отечественной войны окончивший военное училище и направленный в Брестскую крепость. Это ответственный человек: он не захотел оставаться в училище, потому что считал, что настоящий солдат должен быть на передовых рубежах.

В первые часы войны, во время суматохи, Николай Плужников  прошел через многочисленные испытания: рукопашный бой, упадок нравственных сил, многочисленные смерти. Постепенно осознавая долг солдата, он стал командиром, затем, оставшись почти в одиночестве,  выходил из катакомб и уничтожал фашистов. Девушка Мирра, которая стала его женой, провожала его в бой, как на работу, и ждала его. Когда он вынужден был сдаться, потому что человека, пославшего за ним, фашисты хотели убить, то немцы, увидев его, отдали ему последние почести как солдату-одиночке, стойкому, выдержавшему голод, холод, страх одиночества и  боровшемуся до конца. Николай Плужников остался победителем.

Б. Васильев «А зори здесь тихие»

В повести рассказывается о том, как старшина Федот Васков с группой бойцов-девушек преследовал шестнадцать диверсантов, которые направлялись ликвидировать Беломоро-Балтийский канал. После гибели девушек он остался один. Его ранили в руку. Из оружия был только наган с последним патроном, нож и граната без запала. Он чувствовал, что силы покидают его, поэтому спешил найти немцев. Васков выследил немцев, убил часового. Немцы отсыпались перед последним броском. Он вбежал в  избу.  Враги не могли и подумать, что он на много верст  совсем один. Диверсанты связали друг друга ремнями.  Вспомнил старшина гибель девушек и заплакал, и закричал на немцев. Рука беспрестанно ныла, начинался озноб. Старшина боялся потерять сознание. Об одном только думал: успеть выстрелить. Федот Васков выдержал такое тяжелое состояние. И только тогда разрешил своему сознанию оборваться, когда услышал русскую речь.

С. Алексеев «Праздничный обед»

Сила духа проявляется в сложных жизненных ситуациях, например, в военных условиях.

В блокадном Ленинграде даже дети пытались быть стойкими. Они понимали, что если пасть духом, то не выживешь. Ребята каждый день ждали обед из трех блюд. Дети радовались, что им готовят суп-пюре из сурепки, котлеты из хвои и кисель из ламинарии – морских водорослей с добавлением сахарина. Каждому доставалось по одному грамму сахара, и это было счастье. Иначе было нельзя. У них хватало сил думать, что суп из сурепки вкусный, потому что он помогает не умереть с голоду, котлеты из хвои полезны, потому что дают витамины организму, кисель из морских водорослей, да еще и с одним граммом сахара – великий вкусный напиток.

В. Астафьев «Далекая и близкая сказка»

Сила духа проявляется в человеке как способность терпеть боль, невзгоды, голод и жажду, когда это необходимо. В рассказе автор вспоминает голодную зиму1933 года. Голодные дедушка и бабушка отдавали последний вкусный кусок внуку. У бабушки хватало сил жалеть бездомных животных. Она принесла домой маленького полузамерзшего голодного щенка и накормила его остатками молока. Щенок выжил, и семья тоже преодолела все трудности голодной зимы и дотянула до весны, до молодой травки.

В. Астафьев «Как лечили богиню»

Солдат-узбек Абдрашитов восстанавливал побитые бомбежками статую богини в освобожденной польской усадьбе. Даже во время артобстрела он пытался ее ремонтировать, не укрывался от стрельбы. Он видел в разрушенной статуе былую красоту и пытался во что бы то ни стало ее восстановить. Ему было все равно, что идет война, он знал, что война закончится и богиня, если уцелеет, будет радовать людей. Он верил в победу и в великую силу красоты.