Византийский подарок

Финифть – русское название эмали, стекловидного покрытия. В 12 веке этот материал, до того не известный на Руси, завезли мастера из Византии. У них он назывался «фингитис», что в переводе означает «блестящий камень». Действительно, яркие, чистые краски изделий из финифти будто светятся, а по прочности и долговечности не уступают камню. 

Финифти не страшно время, она не подвержена атмосферным воздействиям, роспись не тускнеет и не теряет свежести со временем. В те года столь прекрасный металл ценился наравне с золотом и серебром. Привычное нам слово «эмаль» стали применять только в 19 веке, но роспись по ней по-прежнему называют «финифть». 

Краски против металла

Первоначально главным в финифти был металл. Из него делали основу какой-либо вещи и рисунок-каркас, т. е. узор из тонких перегородок. Между ними заливали эмаль разных цветов.

В середине 17 века родилась принципиально новая техника финифти – живописная, которая постепенно почти вытеснила все предшествующие. Металл стал лишь гладкой подложкой, основой, на первый план вышла роспись. 

Ее выполняют по слою эмали, тонкими мягкими кисточками и специальными красками. Такую финифть стали изначально изготовляли в Москве и Сольвычегодске. Вскоре промысел перебрался в Ростов, где по-настоящему расцвел. 

Огненное письмо

Яркие изысканные росписи рождаются в огне. Чтобы краски засияли и заворожили своей красотой, изделие проходит множество этапов. И в каждом есть свои секреты. 

Сначала тонкую, слегка выпуклую металлическую заготовку покрывают тремя слоями белой эмали или стекловидной массы. Каждый слой обжигают в муфельной печи, где температура достигает 700-800 оС. Затем наносят рисунок специальными надглазурными красками, причем в несколько приемов, каждый раз закрепляя очередной слой росписи в огне. Таких слоев бывает до тринадцати. 

Самое сложное в том, что краски приобретают настоящий цвет только после обжига. Когда художник расписывает, он должен мысленно представлять, как преобразится его произведение. 

Первая в Ростове артель по изготовлению миниатюр на эмали работала при Архиерейском доме, и живописцы по финифти занимались росписью образков и украшением церковных предметов. Самые искусные мастера «писали шапки» – делали небольшие иконки для декора головного убора церковнослужителя. На них изображали евангельские сцены, образы святых. 

Лучшие образцы ростовской финифти разных периодов хранятся в Русском музее Санкт-Петербурга, Историческом музее Москвы. Крупнейшая коллекция, конечно, находится в музее-заповеднике «Ростовский кремль».