Перефразируя известную поговорку, спасение посещающих (заведения) - дело рук самих посещающих. Сервис обеспечивает персонал, а значит, вам нужно подать себя с выгодной стороны, чтобы ваш официант не воспринимал вас как досадную помеху.

1. Не выбирайте столик слишком придиричиво. Некоторые гости могут стоять в проходе между двумя совершенно одинаковыми столами, оценивающим взглядом окидывать первый, потом второй (такой же, как первый), потом первый (такой же, как второй), потом второй... Официанту (или хостес) при этом отходить от них нельзя, ведь гости ещё не сели. 

Это - впустую потраченное время; как гостей, так и персонала. Как тут не вспомнить Дону Марию Джило: «Счастье - это то, что вы решили. Нравится ли мне моя комната или нет, не зависит от того, какая мебель будет там стоять ... Все будет зависеть от того, как я готовлю мои ожидания. И я решила, что свою комнату я обожаю! Такое решение я принимаю каждый день, когда я просыпаюсь». Решите, что вы обожаете то место, куда приземлились, и сберегите нервы себе и вашему официанту. Это - первый шаг.

2. Сели - не пересаживайтесь. Зачастую люди и женщины, как только видят освободившийся стол (якобы более уютный), хватают вещи и бегом туда. Это распространенная ошибка. Во-первых, если вам так хочется пересесть (а кстати, зачем?), спросите вашего официанта, свободен ли этот стол. Вполне может оказаться, что он забронирован. Во-вторых, если стол оказался свободен, сообщите вашему официанту о своем желании сменить стол и подождите, пока его приведут в порядок. Если вы просто кинетесь за свободный стол и станете торопить, чтоб его скорее прибрали - как думаете, какое впечателение о вас останется?

3. Если не можете определиться с заказом - консультируйтесь с официантом. А не с собеседником, не отпуская при этом официанта. Хороший официант очень любит эту часть работы - проконсультировать: тут можно и свои знания показать, и класс кухни, и просто по-человечески помочь гостю выбрать блюдо, напиток и так далее. Но это при условии, что разговариваете именно с официантом.

Увы, совсем другое дело - когда гости говорят, что они готовы сделать заказ, официант подходит, и такие гости начинают между собой обсуждать, что же они хотят взять.

Типичный диалог:

- Молодой человек, мы готовы сделать заказ. Так. Ты кофе будешь?

- Ну, давай.

- Или не хочешь?

- Да нет, давай кофе.

- Может, чай будем? Зеленый?

- Можно и чай, да.

- Или кофе?

- Ну, можно кофе.

- Ты со мной чай попьешь, если возьму чай?

- Если не будем чай - возьмем два кофе.

- Да я вот думаю, чай лучше или кофе.

А официант стоит... и тихо желает, чтобы больше вы сюда не приходили.

4. Старайтесь не менять заказ. Как только гость делает заказ, его получает кухня и бар. Там начинается работа: сотейник, масло, заготовки... Лед, бокал, премиксы... И когда такой гость вдруг решил, что надо его заказ отменить, потому что он передумал и теперь хочет совсем другое, официант в этот момент вынужден одновременно:

а) убежать из зала на кухню, чтоб крикнуть су-шефу, что заказ на такой-то столик делать не надо;

б) убежать из зала в бар, чтоб крикнуть бармену, что заказ на такой-то столик делать не надо;

в) убежать из зала искать менеджера, чтоб тот удалил заказ с такого-то столика, потому что гость передумал;

г) после этого официанта начнёт искать су-шеф, чтобы выяснить, почему отменяют заказ, ведь он уже наполовину сделан;

д) после этого официанта начнёт искать бармен, чтобы выяснить, почему отменяют заказ, ведь он уже наполовину сделан;

И так далее. Каждый отмененный заказ создает дополнительную суету на всех инстанциях. Естественно, гостю стараются не показать, но в этот момент его акции падают.

5. Никогда не оставайтесь в заведении после закрытия. Слово «клиент» в общепите не используется. У терапевта - пациент, у таксиста - пассажир, а у официанта - гость. Помните, что вы в гостях, и если на двери заведения указано, что работают до 23:00, будьте любезны рассчитать свое время и покинуть заведение до 23:00. Зачастую персонал работает по 16-18 часов, зачастую на сон между сменами остается в лучшем случае 5 часов. Поэтому каждая минута на счету. Продемонстрируйте уважение к чужому труду и чужому времени, за это продемонстрируют уважение вам.