Ранние годы

Михаил Врубель рожден в 1856 году в Омске, в семье офицера и военного юриста. Тогда никто и не предполагал, что он станет гениальным художником. Во всех городах, куда переезжала его семья, – Петербурге, Астрахани, Саратове, Одессе, – он отлично учился, увлекался естествознанием, историей, театром, музыкой, литературой, рисованием. В юные годы он и сам не осознавал своего предназначения. 

По настоянию отца Михаил после окончания гимназии поступил на юридический факультет Санкт-Петербургского университета, окончил его с золотой медалью, отбыл воинскую повинность и даже немного поработал по специальности. Только в 24 года он поступил вольнослушателем в Петербургскую Академию художеств и с тех пор посвятил свою жизнь исключительно живописи. 

Отец, не понимая увлечения Михаила, все-таки смирился с выбором сына. Мачеха, заменившая умершую мать, когда Врубелю едва исполнилось три годика, была пианисткой. Она понимала и поддерживала его. 

Врубелю посчастливилось учиться живописи у лучшего педагога Академии того времени Павла Чистякова и дружить с самыми талантливыми художниками – Константином Коровиным и Валентином Серовым. Несмотря на разные характеры, стили и манеру работать, они признавали безусловное первенство Михаила. Никогда не завидовали и содействовали его признанию. 

Творчество

Творческая жизнь Врубеля была связана с тремя городами: Петербургом, Киевом и Москвой. В городе на Неве он учился, а позднее участвовал в выставках объединения «Мир искусства». В Киеве Врубель провел шесть лет, работая над реставрацией Кирилловской церкви 12 века, прервав обучение в Академии. Он восстановил отчасти сохранившиеся росписи и добавил свои композиции и алтарные образа «Святой Кирилл», «Христос» и «Богоматерь с младенцем». 

Работа с древнерусской живописью научило Врубеля соединять декоративность с монументальностью, величием. «Культ глубокой натуры» – так сам художник определил собственный подход к тому, что он изображал. Глаз обывателя обычно видит общую форму и цвет предметов. Но если долго и пристально вглядываться, то можно увидеть, что поверхность состоит из множества плоскостей разных форм, стыкующих под разными углами друг к другу, каждая из которых отличается цветом и тоном.

Врубель, как никто иной, умел увидеть, точно передать и подчеркнуть эти тысячи граней, кусочков, из которых, словно в мозаике, складываются предметы и пространство, и выстроить из них единое изображение. 

Его «культ глубокой натуры» совершенствуется под влиянием древнерусских и византийских мозаик. Это видно в акварельных и графических изображениях цветов, в живописи тех лет «Восточная сказка», «Девочка на фоне персидского ковра». 

В Москве художник познакомился с меценатом Саввой Мамонтовым. После этой встречи Врубель написал свои лучшие картины, среди которых «Венеция», «Сирень», «Гадалка», «Испания». Все они относятся к стилю модерн. 

При жизни Врубель не был широко известен и признан современниками. В наши дни его картины занимают достойное место в лучших музеях мира.