Из биографии

Белорус  Александр (Алесь) Михайлович Адамович появился на свет 3 сентября 1927 г. Его отец – участник войны. В 1948 г. во время выезда к больному машина не смогла дальше двигаться, и он, пока добирался, простыл, а потом заболел и умер. С матерью и братом Алесь участвовал в тайной антифашистской работе. Мать доставляла медикаменты в партизанский лагерь. Когда Алесь уходил туда, мать положила ему буханку, а он заменил ее на томик Пушкина. В одном из тяжелых боев немногим, в том числе и ему, удалось остаться живыми.

Впоследствии он учился на Алтае в техникуме и одновременно работал. Потом приобрел филологическое образование в Белорусском университете.

Начало творчества

А. Адамович так вспоминал о том, что сделало его литератором:

ХХ съезд КПСС проходил в 1956 г. Он известен осуждением И.В. Сталина. Основная творческая задача писателя – осмыслить античеловечность военных действий и действий исторических личностей, а впоследствии – ядерное оружие.

Начал печататься с 1960 г.

Прототип главной героини – его мать, которую он по-хорошему узнал только во время войны. Он поставил целью преодолеть распространенное в те годы приукрашивание партизанской действительности.

Правдивое слово писателя

Постоянным творческим кредо Адамовича становится стремление писать не так, «как должно было быть», а так, «как оно было».

Идею книги «Каратели» писатель сформулировал так:

Повесть задумывалась как «сны двух тиранов».  Но из-за цензуры глава о Сталине была издана только через 9 лет. Читатель видит «сны» уставшего, подозрительного диктатора.

Слово о блокаде

«Блокадная книга» написана в соавторстве Д. Граниным. Авторы, беседовали со свидетелями и стремились записать пережитое, имена и адреса, понять истоки стойкости блокадников. Это произведение о тихой смерти и героических усилиях жизни. Его создание отразилось на физическом состоянии обоих писателей, потому что они сами прошли через эту боль.

 

Территория «полыни»

Волновал писателя и Чернобыль. Это слово переводится как «полынь». Известны библейские слова о том, как «воды стали горькие». Адамович писал об этом. Когда был подписан первый договор о начале ликвидации ракет, он был счастлив, что страшный тип вооружения начал отворачиваться друг от друга. Правду о трагических для Белоруссии последствиях чернобыльской катастрофы намеренно замалчивали, а он не молчал. Тема ядерного апокалипсиса звучит в «Последней пасторали».

Неугодный властям

Если он был убежден в правоте, то был непримирим. Несмотря на то, что страдал от убеждений, он не отказывался от них никогда.

Адамовича дважды вынуждали уехать из Белоруссии. Его произведения были слишком неравнодушными. Он отказался подписывать письмо-осуждение диссидентов Синявского и Даниеля и вынужден был уехать на родину. Во второй раз покинул Белоруссию из-за письма М. Горбачеву о последствиях чернобыльской катастрофы.

Экранизация творчества

А. Адамович любил кино, писал сценарии и активно участвовал в экранизации своих произведений:

На съемках «Иди и смотри» писатель помогал режиссеру. Для массовых ролей партизан набрали местных юношей и девушек. Они не могли настроиться – часто хохотали, веселились. Тогда Адамович решил поставить военные пластинки. Музыка, которая была слышна на весь лес, повлияла на молодежь, и съемки пошли. Писатель оказался великим психологом. Адамович так пояснял сценарий фильма:

Из личной жизни

Жена Александра была настоящим ангелом-хранителем.  Дочь – Наталья. При жизни он не вовлекал дочь в свое творчество.  Оберегая ее от тяжелых тем, говорил, чтобы она жила своей жизнью.

Наталья – музейный работник. После смерти отца собирает его архив, способствует изданию книг.

Вспоминая об отце, дочь говорит, что он был очень принципиальным в важных для него вопросах, очень трудоспособным, любил большие компании, хотя сам вел трезвый образ жизни. Все знали, что Алесь увлекается молочком, кефиром. И это не мешало общению.

Друг Адамовича, писатель Василь Быков, сравнивал его с генератором, а себя с аккумулятором. Генератору нужно выплескивать энергию, а аккумулятор ее накапливает. Но это их дружбе не мешало, тем более что дружили они семьями.

Александр был не только писателем-гуманистом, но и по своей натуре таким человеком. Однажды он увидел гнездо аистов на сосне. Один из его друзей предложил сфотографироваться на этом фоне. А вот рядом с танком на постаменте Адамович отказался сниматься.

Последние годы жизни

Последние два года писатель болел. Один из его друзей – художник Борис Титович – придумал посадить парк в честь участников войны. И вот несколько лет спустя он позвонил фотографу Евгению Коктышу, что посаженные ими деревья крепнут, а дуб их друга утащили бобры. Когда они узнали о смерти Адамовича, им стало не по себе. Они подумали – мистика какая-то.

В начале 1994 г. сразу после выступления А. Адамович умер от второго инфаркта. Во время отпевания его жена опустилась на колени перед отцом Филаретом. Он ее поднял и сказал:

Похоронили писателя на малой Родине.

Деятельность этого знаменитого человека характеризуют как подвижническую.  Писатель стремился сохранить память о войне. Этот человек продемонстрировал современникам пагубность самого понятия войны и ядерного оружия.