Определение композиции

 Композиция – результат объединения художественных элементов в единое целое, в котором наиболее ярко раскрывается идейное содержание, которое может быть эстетическим или\и функциональным.Композиция строится на соподчинении с главным сюжетно-тематическим центром всех менее значительных элементов построения.

Художественные элементы композиции

 Элементами композиции могут выступать точка, линия, пятно, силуэт и другие графические единицы. Особенно хорошо взаимосвязь между этими элементами можно проследить в картинах абстракционистов.

 Хочется отдельно выделить Василия Кандинского, так как нередко элементы в его композициях просты до примитивного - этим он и будет примечателен художнику и графическому дизайнеру любого уровня владения техникой. Василий Кандинский берёт "геометрию" в чистом виде, осложняя её только локальными или многокомпанентными (сложными) пятнами, но и при этом вся "незамысловатость" картины сохраняется. Именно благодаря такому построению композиции можно чётко отследить структурные взаимосвязи межу элементами: динамику, ритм, направления, размеры, цветовое и тональное соотношения. 

Василий КандинскийВасилий Кандинский

За счёт чего образуется "единое целое"?

Основными задачами композиционного построения является создание гармоничного, художественно-выразительного образа и обеспечение целостности и единства общего решения. Оно, в свою очередь, создаётся за счёт композиционных закономерностей и законов композиции.

К композиционным закономерностям относятся:

  • Ритм
  • Симметрия и Ассиметрия
  • Контраст и ньюанс
  • Пропорции и гармония
  • Модульность

Основные законы композиции в графическом дизайне:

  1.  Закон единства (целостности) - объединение элементов композиции в одно целое, наличие «притяжения» между элементами, они должны «подходить» друг другу, ощущение их неразрывной визуальной и смысловой связи.
  2. Закон равновесия - каждая композиция должна быть устойчивой вне зависимости от того, является она симметричной или ассиметричной. То есть местонахождение элементов не должно вызывать сомнений и желания передвинуть их куда-либо. Закон равновесия напрямую связан с законом единства.
  3. Закон иерархии (соподчинения) – расстановка элементов по степени важности, соподчинение элементов, следующее из необходимости соблюдения композиционного единства (например подчинение композиционному центру). Этот закон предполагает, что в композиции должна быть доминанта, которая является композиционным центром. Главный элемент притягивает внимание зрителя на себя, роль второстепенных же — оттенить или выделить доминанту и направлять взгляд зрителя при рассматривании.
  4. Закон образности - предполагает гармонию образов, их тематическую и идейную общность.
  5.  Закон новизны – предполагает актуальность темы во времени, оригинальность художественного образа и соответствие средств композиции идейному замыслу.