Детство и юность

Дина Яковлевна Айбиндер – еврейка по происхождению – родилась в бывшей румынской Бессарабии, в городе Кишинёв 25 января 1919 года. Время и место рождения были очень неспокойными: войны и революции, еврейские погромы – всё это заставило семью Айбиндер искать возможности, чтобы эмигрировать. В 1925 году они переехали в Париж, где отец Дины Яков Айбиндер, пианист по профессии, устроился на работу тапёром в кинотеатре. К слову, многие Айбиндеры были музыкантами – пианистами, скрипачами, а родная тётка Дины – оперной певицей. Девушка и сама очень любила петь, обладала звонким глубоким голосом, знала много одесских песен, а позднее выучила и французские. Семья Айбиндеров была русскоязычной.

В Париже Дина получала образование в лицее, а по окончании стала студенткой химического факультета Парижского университета в Сорбонне. К 15 годам девушка превратилась в яркую красавицу с потрясающей фигурой, роскошными длинными и тёмными волосами, а также бойким жизнерадостным характером и активной жизненной позицией.

Она успевала всё: учиться, крутить романы, петь в русских ресторанах «блатные» песни, вызывая восхищение у слушателей. В университетские годы Дина влилась в движение натуристов – людей, пропагандирующих свободу и раскрепощённость обнажённого тела. Поэтому ей не составило никакого труда, а тем более стеснения, стать натурщицей для великого мастера.

Встреча с Аристидом Майолем

С Аристидом Майолем 15-летнюю Дину Айбиндер познакомил Жан-Клод Дондель, архитектор и знакомый Якова Айбиндера. Майолю тогда было 73 года, он был уже знаменитым скульптором и художником с мировым именем, и уже 30 лет был женат на Клотильде Майоль.

Девушка настолько поразила пожилого Майоля, что он сразу предложил ей позировать для картин, позднее – скульптур. Дина стала приезжать к Майолю в его мастерскую в пригороде Парижа. Сначала такие творческие встречи были нечастыми – только по выходным. Художник рисовал девушку, выплачивая ей по 10 франков за каждый час, а она, не в силах сдержать темперамент и усидеть на месте, принималась то петь, то читать, то делать домашние задания. Майоль даже соорудил для неё специальную подставку для книг, и именно поэтому на многих работах художника тех лет Дина изображена с опущенной головой и сосредоточенным взглядом.

Постепенно отношения между юной Диной и пожилым Аристидом стали более глубокими: девушка стала музой художника, пробудила в нём новый мощнейший импульс к творчеству. В свою очередь, тот распознал в своей музе яркую индивидуальность, наделённую художественным вкусом и незаурядным интеллектом. Майоль учил Дину ценить и понимать искусство, вкладывал в неё знания и эмоции, фактически – стал её учителем и наставником. Между двумя, казалось бы, абсолютно разными людьми возникла глубокая духовная связь, которая продолжалась целых 10 лет.

Будучи уже студенткой и при этом натуристкой, Дина сама предложила Аристиду позировать обнажённой, что вызвало новый прилив творческих сил у художника и скульптора. Роскошное тело Дины он запечатлел и на картинах, и в скульптурах – бронзе, мраморе. В большинстве знаменитых музеев мира есть работы Майоля с изображением Дины Айбиндер. Причём все работы имели весьма необычные названия: «Воздух», «Река», «Гора», «Гармония» и т.д. Кстати, позировала Дина не только Майолю, но и другим мастерам, среди которых Пьер Моннар, Анри Матисс, Рауль Дюфи и другие.

Фамилия Верни

Дина была очень кокетливой и любвеобильной девушкой. В студенческие годы она влюбилась и в 1938 году вышла замуж за студента и будущего кинооператора Саша Верни – эмигранта из Одессы Александра Верникова. Имя и фамилия были сокращены на французский манер, с ударением на последние слоги. Дина и Саша вместе были всего два года, за это время Саша снял жену в двух кинокартинах (одна из них – «Высота»).

Муж очень ревновал супругу к престарелому Майолю, причём возмущался он не столько тем, что Дина позировала обнажённой, сколько той эмоциональной и духовной связью, которая была между мастером и его натурщицей. Майоль также подвергался сценам ревности со стороны своей жены Клотильды, однако той пришлось смириться с постоянным присутствием в их жизни Дины Верни после того, как Аристид пригрозил лишить наследства и саму Клотильду, и их великовозрастного сына Люсьена.

Брак супругов Верни распался с началом Второй мировой войны, когда Майоль уговорил Дину уехать с ним подальше от фашистского режима в свою летнюю резиденцию в городке Бонюльс на Юге Франции, рядом с испанской границей. Саша остался в Париже, участвовал во французском Сопротивлении. От брака с её первым супругом у Дины на всю жизнь осталась только его фамилия. Саша Верни впоследствии стал знаменитым кинооператором, снял такие фильмы, как «Хиросима, любовь моя», «Дневная красавица» и др.

Вторая мировая война

В Бонюльсе Дина поселилась не в доме Майоля – местные нравы этого не позволяли, – а неподалёку в домике на ферме. Каждый день Дина и Аристид уходили в горы, находили живописные пейзажи и наслаждались жизнью: Дина позировала и любовалась природой, Майоль рисовал и любовался Диной, они пили вино и закусывали фруктами. Майоль показывал девушке потайные горные тропинки, о которых знал только он. Именно этими тропинками, впоследствии названными «тропами Майоля», Дина Верни позднее переправляла людей, спасавшихся от преследования фашистов.

Тайком от своего покровителя, Дина вступила в ряды Сопротивления, стала сотрудничать с американским журналистом Варианом Фраем – лидером подпольщиков-антифашистов в Марселе. Дина встречала на вокзале беженцев, евреев, известных деятелей науки и культуры, гонимых фашистами. Её ярко-красное платье, подаренное Майолем, служило опознавательным знаком. Под покровом ночной темноты Дина Верни вела измученных и затравленных людей «тропами Майоля» через границу в Испанию, где их ждала свобода. Молодая женщина спасла от смерти не одну сотню жизней, и это был, несомненно, подвиг.

Дину выследили французские полицаи, и весной 1941 года её арестовали прямо на вокзале. Молодая женщина провела в тюрьме две недели, но потом её отпустили: Майоль нашёл адвокатов, которые доказали, что Дину перепутали с другой женщиной-антифашисткой. Вскоре Дина уехала в Париж, одержимая идей борьбы. К тому же в Париже оставался её отец; уже после войны она узнала, что Яков Айбиндер был вывезен в Освенцим и умерщвлён в газовой камере в декабре 1943 года. А в начале этого же года Дину Верни арестовали во второй раз по доносу и обвинению в антифашисткой деятельности. В 24 года молодая женщина, к тому же еврейка, оказалась заключённой в одной из самых жутких тюрем французского гестапо – Френ.

Дине пришлось перенести полгода ужасных пыток, избиений и допросов. Во время истязаний она часто теряла сознание или захлёбывалась кровью, что в данном случае было хорошо: её волокли в камеру и швыряли на пол, как мешок. Но тем не менее, она выжила, хотя была уверена, что конец вот-вот наступит. И снова Дину спас её покровитель: Аристид Майоль обратился к своему другу и ученику Арно Брекеру, который являлся главным скульптором фашистской Германии и был на хорошем счету у Гитлера. Брекер попросил о помощи генерала гестапо Мюллера, и в скором времени Дину Верни освободили.

Дина и Аристид вернулись в Бонюльс. А в 1944 году 83-летний художник погиб в автоаварии: на его машину упало дерево, и он умер через несколько дней в больнице. Сразу появилась информация, что эта авария была подстроена антифашистами как месть за дружбу Майоля с Брекером и другими нацистами, но достоверных сведений об этом нет. А Дина вдруг узнала, что она в одночасье стала богатейшей женщиной Франции: Майоль завещал всё своё состояние и творческое наследие именно ей, своей любимой музе, оставив жене и сыну лишь какую-то незначительную недвижимость. Незадолго до смерти мастер завершил свою последнюю скульптуру, изображающую Дину, – «Гармония».

Послевоенные годы

После смерти Аристида Майоля Дина Верни всю оставшуюся жизнь пропагандировала творчество своего покровителя и благодетеля. Она развила бурную деятельность и проявила себя как «железная» бизнес-леди и высокопрофессиональный искусствовед. В 1947 году Верни стала хозяйкой собственной картинной галереи в Париже на улице Жакоб, где выставлялись произведения как Аристида Майоля, так и других современных художников и скульпторов – Анри Руссо, Матисса, Донгена, Боннара, Сержа Полякова, многих молодых авторов.

Кроме того, Дина приобрела замок и поместье под Парижем, где начала разводить породистых лошадей, пользующихся мировой славой и по сей день, а также собрала уникальную коллекцию старинных карет знаменитых мастеров, начиная с 17-го века.

Ещё одним увлечением Дины Верни были куклы: она собирала старинные антикварные кукольные миниатюры, кукольные домики и всевозможные аксессуары. Эта коллекция спустя годы помогла Дине осуществить свою сокровенную мечту: открыть музей Майоля в Париже. С этой целью она в 1970-х годах начала выкупать помещения в старинном особняке 17-го века, и к середине 1990-х постепенно выкупила всё здание. Требовался ремонт и переделка, а для этого нужны были немалые деньги, и Дина продала часть своих кукол на аукционе Сотбис. Музей Аристида Майоля был открыт, и на торжественной церемонии открытия президент Франции Франсуа Миттеран вручил его основательнице Орден Почётного легиона.

Поездки в Советский Союз

Дина Верни приехала в СССР спустя несколько лет после смерти И.Сталина, чтобы отыскать хоть каких-то родственников. Впоследствии её визиты в Союз стали довольно частыми. Она общалась с художниками, поэтами, музыкантами – представителями авангардных течений искусства, её друзьями стали Эрнст Неизвестный, Михаил Шемякин, Оскар Рабин и многие другие. Дина покупала картины советских художников и выставляла их в своей галерее. Ей нравилось посещать «кухонные посиделки» творческой богемы, общаться с диссидентами, бывшими пленниками Гулага. Она помогала тем, кто нуждался – вещами, продуктами, лекарствами.

На «кухонных посиделках» Дина слушала и запоминала наизусть авторские и блатные песни, исполняемые бардами под гитару. Романтика этих песен настолько захватила женщину, что по возвращении в Париж, она сделала несколько студийных записей, предварительно взяв уроки профессионального вокала. Позже вышел альбом «Песни Гулага» в исполнении Дины Верни, которой к тому времени было уже 55 лет.

Деятельностью Дины заинтересовалось КГБ, за ней стали следить и приглашать на «беседы», а затем и вовсе перестали выдавать визы на въезд в СССР. Лишь после перестройки Дина смогла возобновить общение с русскими художниками и даже устроила в музее Майоля выставку русской живописи и графики начала 20 века «К другим берегам».

Личная жизнь

После расставания с Саша Верни и смерти Аристида Майоля Дина Верни дважды выходила замуж. Сначала её супругом стал скульптор Жан Серж Лоркен, в браке с которым у Дины родилось двое сыновей: в 1949-м – Оливье Лоркен, в 1957-м – Бертран Лоркен. Третьим мужем Верни стал барон Дюпольд, но этот брак также потерпел неудачу.

Дина, посвятившая себя пропаганде творчества Майоля, и своим сыновьям привила почитание и любовь к его творчеству. Старший сын Оливье, писатель, в последствии возглавил фонд Майоля, а младший Бертран, искусствовед, внёс неоценимый вклад в создание каталогов произведений Майоля и других авторов.

Дина Верни завершила свой земной путь 20 января 2009 года, не дожив всего пять дней до 90-летнего юбилея. По утверждению сыновей, перед самой кончиной она сказала: «Я ухожу к Майолю». Дина Верни похоронена на небольшом сельском кладбище рядом с её поместьем под Парижем.