Становясь старше, дети начинают активно знакомиться с окружающей средой, в том числе проявлять интерес к животным и растениям. Благодаря новым впечатлениям, ребенок расширяет границы сознания, учиться взаимодействовать с объектами и субъектами вокруг себя.

Восприятие животных детьми разных возрастов

Дети, в зависимости от возраста и восприятия, ведут себя с животными по-разному. В малышах питомцы вызывают любопытство и интерес, они ищут тактильного контакта, хотят пощупать, потрогать, потрепать, рассмотреть со всех сторон. Для детей постарше животное – это друг и товарищ, с которым они разговаривают, рассказывают тайны или выдуманные истории.

  • До 4 лет: в этом возрасте стоит завести небольшое и необременительное по уходу животное: птица, грызун, декоративный кролик, рыбки. Малыши будут тянуться к питомцам, им захочется потрогать их, погладить, поиграть. Родители должны объяснить, что животное не игрушка, обращаться с ним нужно аккуратно и ласково.
  • До 6 лет: в этом возрасте дети становятся уже более ответственными, и им можно поручать заботу о животном. Они уже знают, какие виды домашних животных существуют, элементарные правила ухода за ними: выгул, кормление, гигиена. Родители могут передать ребенку какие-то несложные обязанности, но первое время им лучше следить, чтобы ребенок все делал правильно.
  •  До 8 лет: это уже самостоятельные дети, которые знают, что такое ответственность и могут сами заботиться о питомце. В этом возрасте возможно появление в семье нескольких животных разных видов, но наибольшей симпатией пользуются кошки и собаки.

Значение животных в жизни ребенка

Питомцы влияют на разнообразные процессы, а именно:

Развитие

Изучая и играя с животным, ребенок приобретает положительные качества. В это время родители должны научить ребенка правильно обращаться с животным, объяснить, что нельзя проявлять к животным агрессию и жестокость.

Социализация

Питомец становится для ребенка первым другом и защитником. Это придает уверенности и помогает быстрее освоиться в коллективе, знакомиться, и общаться со сверстниками, завести друзей.

Интеллектуальное развитие

Благодаря тактильному контакту и через игры у ребенка происходит развитие чувственного познания и восприятия окружающих предметов. Установление причинно-следственных связей позволяет развить логическое мышление.

Этическая составляющая

События, связанные с питомцами (появление, болезнь, гибель), позволяют ребенку переживать разные эмоциональные состояния, как положительные, так и отрицательные. Восприятие с эстетической точки зрения развивает художественное зрение и понимание естественной красоты и изящества.

Физическое и эмоциональное развитие

Животные позволяют ребенку испытать всю возможную гамму чувств и эмоций, а совместные игры и прогулки формируют устойчивые физические реакции, например, координация движений, быстрота реакции.  

Лечебные свойства

Разные виды животных применяются для лечения физиологических и психологических недугов детей. Они способны помочь справиться с депрессией, улучшить общее состояние при аутизме, ДЦП, при заболеваниях опорно-двигательного аппарата и др.

Но это далеко не весь список. Домашние животные отличные помощники и в трудовом, экологическом и нравственном воспитании, проявлении гуманности, снижении уровня конфликтности и недоброжелательности к окружающему миру, развитии сенсорики, творческого мышления и фантазии. Занятия и игры помогают приобщить детей к труду и дисциплине.

Животные – важное звено в воспитании ребенка. Они не только помогают в развитии положительных чувств – любовь, забота, ласка, нежность, но и способствуют развитию и познанию окружающего мира, в том числе через игру. Немаловажным фактором является и отношение родителей к животным, ведь ребенок будет в будущем копировать их модель поведения.