Биография

Павел Соловьев родился 26 июня 1918 года в Ивановской области. Это знаменитый текстильный край России, поэтому жизнь его семьи подчинялась заведенному тогда распорядку. Фабрики в г. Кинешме, куда позже переехали Соловьевы, работали по особому графику. Зимой и весной рабочие трудились на предприятиях, а летом и осенью выходили на поля, где у каждого был свой надел.

В семье Павла было пятеро детей, он родился средним. Старшие - брат Николай и сестра Лидия, младшие - брат Виталий и сестра Галина. По воспоминаниям Павла, главной в семье была мама Мария Степановна. Она придерживалась строгих, но не деспотичных правил воспитания. Следила за соблюдением семейных традиций, на ней были все основные сельхозработы - отец Александр Андреевич не очень любил этим заниматься. Павел уже с восьми лет активно помогал работать на поле.

Павел Соловьев в детстве.

Но к деревенской жизни Павла совершенно не тянуло. Он очень любил читать, за что часто ему попадало от родителей. После выполнения всех домашних обязанностей времени для книг не оставалось, приходилось прятаться ночью на чердаке со свечкой. Поэтому родители периодически ругали его - открытый огонь в деревянном доме дело опасное.

Павел отучился в средней школе, на занятия приходилось переправляться через Волгу на собственной лодке. После ее окончания поступил в Рыбинский авиаинститут, это было в 1934 году.

Родители Павла с его старшим братом.

Студенческая жизнь

Как оказалось позже, Павел Соловьев добавил себе год к реальному возрасту, и поступил в институт в 16 лет. Поэтому все источники указывают годом его рождения 1917-й, хотя в церковной метрике отметка о рождении была сделана в 1918-м году.  Программу 10-го класса школы он освоил сам. К тому времени умер отец Павла, и мама попросила его найти себе работу или учебу, чтобы «снять с домашнего расхода».

Студентом Соловьев был прилежным. Поскольку по возрасту он не вписывался в общий коллектив и в развлечениях участвовал редко, все свободное время отдавал образованию - он читал, решал задачи, чертил какие-то схемы. В 1937 году в институте организовали аэроклуб, куда Павел сразу же подал заявление.

Всех студентов, кто проходил по возрасту, позже забрали в армию. Соловьеву предложили начать преподавать, он рассказывал о конструкции двигателя М-11 и учебного самолета. Даже получал приличную зарплату, которая была в 5 раз больше стипендии.

Институт Павел Соловьев закончил с красным дипломом. Для начала трудовой карьеры ему предложили на выбор три города: Запорожье, Улан-Удэ, Пермь. По тем временам уральский город был самым современным - так Соловьев оказался в 1940-м году в Перми в ОКБ-19.

Главным конструктором тогда Был А. Швецов, который поначалу отправлял Павла на испытательный стенд. Соловьеву это не нравилось, и он упорно просился в конструкторы. Швецов настойчивость выпускника оценил, и первым проектом стала работа над центробежными компрессорами.

Карьера

В 1948 году Соловьев был назначен замом главного конструктора. После смерти А. Швецова в 1953 году руководящая роль в КБ перешла к Соловьеву. Этот пост он занимал 35 лет.

Во время войны Павел Александрович остался в городе. Организовывал работу молодежи, продолжал работу над двигателями. Рабочий день увеличили до 12 часов, хотя и этого было мало, часто оставались ночевать прямо на заводах. Именно в военный период Соловьев познакомился с А. Туполевым.

Соловьев стал основателем нового направления в разработке авиадвигателей. Первый двухконтурный газотурбинный двигатель Д- 20П - детище именно Соловьева, и эта разработка значительно опередила все западные аналоги.

Позже появились первые в мире газотурбинные двигатели для вертолетов - ими оснащали Ми-6 и Ми-10. А в 1964-м появилось «сердце» и для пассажирского лайнера. Двигатель Д-30 стали устанавливать на семейства Ту, он был самый экономичный и совершенный для того времени.

Сборка двигателя Д-30.

Долгое время Соловьев преподавал в Пермском политехе, а в 1961-м ему присвоили звание профессора кафедры «Авиационные двигатели». В 1967-м он стал доктором технических наук, в 1981-м стал членом-корреспондентом АН СССР.

Последним проектом знаменитого конструктора стал двигатель Д-90, который позже переименовали в его честь (ПС-90). Павел Соловьев скоропостижно скончался в ноябре 1996 года.

Награды

Соловьев был признанным специалистом в разработке двигателей для авиатехники, поэтому его вклад в этой отрасли оценен по достоинству. Первые награды появились у него еще в далеком 1945-м. За обширную работу над разработкой поршневых двигателей он и еще 40 человек получили свои памятные знаки. Соловьеву вручили орден Красной Звезды.

В 1949-м появился орден Трудового Красного Знамени - так отметили заслуги П. Соловьева за работу над двигателем для Ил-14.

Все награды составляют внушительный список, вот лишь некоторые из них:

  • четыре ордена Ленина
  • орден Октябрьской революции
  • медаль За трудовую доблесть
  • две почётные грамоты от Президиума ВС РСФСР и др.

МиГ-31.

Кроме этого, Соловьев был почетным гражданином Перми, признан героем Соцтруда, имел нагрудный знак «Почётный авиастроитель», лауреатом Государственной и Ленинской премий.

Личная жизнь

В юности Соловьев увлекался футболом, входил в сборную института. Еще занимался боксом.

Очень любил фото и видеосъемку. Сам себя называл азартным фотографом. Мог забраться в кабину самолета или вертолета запечатлеть сверху официальную делегацию.

С дочерью, 1 мая 1949 года.

У Соловьева три дочери. Две старшие - Ирина и Надежда - пошли по стопам отца. Работали и преподавали по технической направленности. Младшая Людмила выбрала медицину, стала хирургом.