Самооправдание - древний грех

Самооправдание – это один из самых древних грехов. Первым его совершил Адам, находясь ещё в райском саду. Он переложил свою ответственность на Еву, а потом на самого Бога. С тех самых пор род человеческий постоянно совершает этот грех. Адам, таким образом, заложил в каждого человека модель поведения. И, чтобы исправить ситуацию, на Землю приходит новый Адам (Христос). В результате в жизни со Христом все меняется, но конечный результат будет зависеть от желания каждого отдельного человека.

Самооправдание в современном мире

Современный человек лукав. Он везде пытается оправдываться. К сожалению, православие тоже превращается в некий фактор «отмазки». Если не церковного человека призвать к ответу и узнать причину того или иного поступка, он может назвать разные причины, толкнувшие его на это. Христианин скажет коротко: «Бес попутал».

Подобный пример, но уже в масштабах целой страны можно было встретить в дореволюционные времена. Незадолго до этого события была легализована проституция. Имелись легализованные дома терпимости, и женщины, которые там работали, каждый год должны были причащаться, исповедоваться и делать об этом отметки у священника. Они не имели права работать в посты и по большим церковным праздникам. Получается люди не избавились от греха, а попытались совместить несовместимое. В данном случае — грех и православие, невольно оправдываясь в том, что не в состоянии победить эту беду. Все это стало одной из причин революции 1917 года. Суворов, будучи православным человеком, очень тщательно планировал свои военные операции: укреплял оборонительные рубежи, особым образом размещал военную силу и потом говорил: «Что я мог, все сделал, а теперь пусть будет, как Бог даст». Очень важно, чтобы христиане 21 века не давали повода ищущим его, чтобы они не превращали христианство в отмашку и не делали из него фактор самооправдания. Человеку необходимо выработать весь свой ресурс, отдать себя всего тому, чем он занимается, а потом полностью положиться на волю Божью.

Самооправдание в православии  

В любом деле нужно стратегическое планирование. Бог в праве смешать наши , но человек планирует и надеется на помощь Божью. Если все успешно, он благодарит Творца, а при неблагоприятном стечении обстоятельств он должен смириться с положением дел и жить дальше, уповая на Его святую волю.

Любую проблему можно разложить на два противоположных знака. В самооправдании крайний «минус» - это виновность всех, кроме самого себя. Крайний «плюс» полностью подразумевает собственную вину. Это полюса, которые не содержат исчерпывающей правды. Мы – дети эпохи, которые живем согласно современным устоям. Эпоха ставит на своих людей определенную печать. И в связи с этим, каждый оправдывается как может.

Некой степенью самооправдания можно назвать послабление правил исповеди и причастия для некоторых прихожан. Таким образом, благодаря подобной «слабине» со стороны священнослужителей, многим слабодуховным людям открылся путь ко Христу. На самом деле в данном случае речь идёт не о самооправдании, а об адекватном снижении дисциплинарных требований к человеку, исходя из его духовного и физического состояния. Это педагогика, потому что мы не можем нагрузить одними и теми же обязанностями здорового мужика и немощного старика. Родившись в семье неверующих, некоторые возлагают вину за свое неверие на своих родственников и предков, таким образом оправдывая себя. При этом со своей стороны они даже не прилагают усилий, чтобы войти в церковь Христову. И наоборот, люди становятся верящими в семье атеистов, что в разы увеличивает ценность их веры.

Нужно понять, что пока мы не признаем свою вину, у нас нет дерзновения надеяться на милость Божью и снисхождение. Лучше брать на себя все с полной уверенностью своей вины и тогда всемилостивый Господь будет нам адвокатом и непременно оправдает.

На основе беседы с протоиереем Андреем Ткачевым