Судьбы великих людей зачастую трагические. Наш герой не искал славы и богатства, он просто занимался любимым делом и щедро делился своими открытиями с миром. Ради научных свершений он от много отказывался: неустроенная личная жизнь, отсутствие финансовых накоплений. Финал, как правило, трагичен.

Детство

Жюль Корню был мастеровым в Гло-ля-Феррьер. Он мог отремонтировать, а то и собрать с нуля любую машину. Свободное время он проводил за мольбертом. В 1881 г. его жена Луиза родила мальчика, которого нарекли Полем. После этого прибавление в семействе происходило ежегодно. Всего на свет появилось 15 детей.

Город Лизье

Город Лизье во Франции

В 1890 г. большая и дружная семья переехало в город Лизье в Нормандии. Здесь работы было больше, и была она интересная - ремонт велосипедов, моторов и швейных машинок. Сыновья помогали отцу. Однажды Поль подсмотрел у родителя чертеж какой-то странной машины. Это был дирижабль. Рассказ о конструировании техники для полетов впечатлил мальчика. Неизвестно, смог ли Жюль реализовать свой проект, продал ли его кому-то, но своему наследнику мечту подарил. Правда, начал наш герой с вполне приземленной конструкции - в 14 лет усовершенствовал инкубатор.

Юность

Мастер с золотыми руками так и не смог скопить денег на то, чтобы отправить своих отпрысков в университеты. Обеспечить их будущее он мог только, обучив их своим премудростям. Вступив в подростковый возраст, Поль захотел чем-то удивить своего наставника. В 1898 г. он представил ему на суд велосипед с мотором. Новинка впечатлила не только адресата, сегодня мопеды не менее популярны, чем в начале ХХ века.

Год спустя Корню младший запатентовал ротативный двигатель. Превращение велосипеда в более легкий и удобный аналог автомобиля ближе познакомило его с моторами. Юноше хотелось разработать как миниатюрную версию механизма, так и мощный движок. В 1900 г. он представил публике поршневой двигатель с переменной силою сжатия. Вундеркинд наслаждался творчеством. Он не знал, что уже сделал серьезный вклад в развитие самолетостроения, и его изобретения будут применятся в создании боевых машин начиная с Первой мировой. 

Ротативный двигатель

Авиационный ротативный двигатель

В небо

Доказав свою состоятельность, юноша начал строить еще более амбициозные планы. Если двухколесного железного коня можно заставить бегать без приложения мускульной силы человека, то почему бы не научить его летать? Смастерить каркас будущего воздушного судна из двух легких велосипедных рам было просто, но как заставить эту птичку подняться к облакам?

Нет, планеры уже были известны. Поль Корню не повторял за кем-либо, он искал свой путь. В 1906 г. заключил: его машину поднимут в воздух винты. Ставку на этот вариант уже делали знаменитые братья Бреге, но их аппарат был неуправляем. Начал мастер с создания прототипов, никто не догадывался, что странные игрушки, которые этот чудак запускает возле своей мастерской, предназначены не для детей. Год упорного труда в полном одиночестве дел свои результаты - первый в мире вертолет был построен. Теперь пришло время его испытать.

Вертолет Поля Корню

Вертолет Поля Корню

Полет нормальный

Первым воздухоплавателям благоволили, потому найти площадку возле коммуны Кокенвилье, где испытания новой машины разрешили, было не трудно. 13 ноября 1907 г. изобретатель попробовал себя в роли пилота и поднял свое детище на полметра над землей. Это произвело фурор.

Поль Корню

Поль Корню за штурвалом своего вертолета во время испытательного полета

Оценки ученых мужей были диаметрально противоположными. Сторонники Корню называли его продолжателем дела Леонардо да Винчи, восхищались дерзостью замысла. Их оппоненты указывали на то, что рисковые забавы человека, у которого нет высшего образования, до добра не доведут. Закончилось дело тем, что во время очередных испытаний винтокрылой машины аппарат привязали к земле тросами. Тому, кто сидел за штурвалом, это только польстило. Он знал, что его изобретению не хватает мощности мотора и планировал решить эту проблему.

Пауза

Эра гениальных безумцев близилась к закату. Небо было завоевано, и теперь в нем нужно было освоиться. Требовались надежные аппараты, которые можно производить серийно. То, что собирал в своем гараже Поль Корню, по всем показателям не соответствовало требованиям. Кредитов на продолжение работ никто не предоставлял, о карьере воздухоплавателя пришлось забыть.

Время и силы, которые наш герой потратил на свой вертолет, обернулись финансовыми проблемами. Мастер должен был продолжать работу с давно знакомыми ему механизмами, если не хотел умереть от голода. Полеты сослужили ему хорошую службу - клиенты с радостью велосипеды в мастерской того, кто недавно поднимался в небо. Поль надеялся, что поправит свое материальное положение и вернется к своему увлечению.

Велосипедисты

Последние годы жизни Поль Корню собирал и продавал велосипеды

Трагедия

Когда началась Вторая мировая война, оказалось, что у Поля Корню нет средств на то, чтобы покинуть Францию. Одинокого старика никто не ждал в странах, где все еще царили мир и спокойствие. Чудесный механик оказался на оккупированной гитлеровцами территории. Нацистов не заинтересовала биография этого городского чудака, слухи о его волшебных машинах они сочли выдумками, и изобретателя не трогали.

Высадка в Нормандии

Плацдармы для высадки десанта в Нормандии заранее расчищались бомбардировками

Погиб Поль Корню 6 июня 1944 г. в день высадки войск антигитлеровской коалиции в Нормандии. Жизнь гения оборвала бомба, которая предназначалась оккупантам.