Виды памяти и их особенности

Физиологически различают два вида памяти: произвольная и непроизвольная. По тому, каким анализатором человек воспринимает и запоминает информацию об окружающем мире, память делится на слуховую, зрительную, тактильную (запоминание с помощью прикосновений), эмоциональную и вербально-логическую (запоминание речи и понимание смысла сказанного). Все эти процессы тесно связаны между собой.  

У детей дошкольного возраста память только формируется. Все малыши обладают врожденной способностью к запоминанию и непроизвольной памятью, которая носит кратковременный характер, а вот над формированием произвольного запоминания можно и нужно поработать. Именно хорошая память в дальнейшем способствует гармоничному развитию личности ребенка.

Игры для развития памяти у ребенка

Основное занятие дошкольника – игра. Именно с помощью игровых занятий можно развивать память ребенка. Для тренировки слуховой памяти отлично подойдет игра «Что как звучит». Используйте любые подручные предметы, издающие шум и различные звуки. Послушайте вместе с малышом, как звучит тот или иной предмет. Затем предложите ребенку закрыть глаза и определить, какой предмет вы используете.

Развивать зрительную память ребенка можно с помощью игры «Чего не стало». Игра универсальная, подходит для детей от трех до шести лет. Возьмите любимые детские игрушки и расставьте их перед ребенком. Пусть он запомнит их расположение. Затем предложите малышу закрыть глаза и уберите одну или несколько игрушек. Открыв глаза, ребенок должен определить, чего не стало. Игру можно усложнить, предложив запомнить цвет предметов, их точное расположение или количество.

Игры способствуют развитию памяти ребенка

Развивать ассоциативную память у ребенка можно с помощью игры «На что похоже». Покажите малышу любой предмет из его окружения. Предложите назвать предметы, на которые он похож по цвету, форме, материалу и другим особенностям. В эту игру можно играть везде: на прогулке, в магазине, в гостях и даже в дальних поездках. Помимо формирования памяти, она способствует развитию наблюдательности и обогащению речевого запаса ребенка.

Для развития слуховой памяти ребенка очень пригодятся книги. Заучивание или повторение за родителями небольших отрывков стимулируют работу отделов мозга, отвечающих за формирование речи и интеллекта. Детям младшего дошкольного возраста можно предложить запомнить подряд несколько слов и попробовать их воспроизвести. Также попробуйте назвать пару слов, а ребенок путь нарисует картинку, в которой будут эти слова. Так помимо тренировки памяти вы получите еще и подготовку руки к письму.

Если вы решили всерьез заняться развитием памяти у ребенка, помните: процесс должен происходить весело и интересно для самого малыша. Только так вы добьетесь хороших результатов.